Новости – Культура
Культура
Визит Кинотавра
Среди фильмов, которые будут представлены на кинофестивале, нашлись картины, посмотреть которые стоит. Обязательно стоит
30 мая, 2018 20:36
10 мин
Кажется, еще немного, еще чуть-чуть... и о российском кино можно будет говорить, сняв шляпу, склонив головы и, по умолчанию — либо хорошо, либо никак.
Прошедший в апреле Московский Международный кинофестиваль сенсаций, по традиции, не произвел. Среди представленных фильмов не удалось отыскать ни одного, снятого о проблемах современной России.
Зайдите в кинотеатры. Включите телевизоры. Все чужое. Все не наше. Все далекое от будней обыкновенных жителей Москвы и Питера, Вологды и Череповца, Смоленска и Калининграда. Социальное кино умерло. И погребено. Политического кинематографа не сыщешь днем с огнем. Ау, где вы, герои нашего времени, резонеры ключевых идей эпохи?
Патриотические агитки. Якутские старцы с прирученными орлами. Глянцевое кино о какой-то другой, неповторимо прекрасной России, в которой проблемы если и случаются, то решаются за 1,5-2 часа игрового фильма мужественными героями, отдаленно похожими на клонированных персонажей из презираемых нами американских блокбастеров.
Ну и, конечно же, это нескончаемое «советское ретро» — забег в прошлое в киношном и сериальном форматах. «Народу нравится!» - сказал бы Гедеван Александрович из донельзя смешной, но социальной кинокартины «Кин-Дза-Дза», поданной более 30 лет назад сквозь призму научно-фантастической метафоры Георгием Данелия.
А что может быть хорошего в этом киномагните, который тянет нас в прошлое? Ровным счетом ничего. Он лишь подтверждает, что в настоящем у нас нет ничего заслуживающего внимания и отображения в киносценарии.
Спасительная соломинка. «Кинотавр». Есть ли шанс, что на этом кинофестивале мы увидим фильмы о нашей России. Такой, какая она есть. Где-то прекрасной, любимой и родной, а где-то пронзительно страшной? Заглянем в кинопрограмму.
Судьи кто?
Жюри основного конкурса «Кинотавра» в этом году возглавляет мастер, имя которого известно не самой широкой аудитории. Встречайте: Алексей Попогребский.
В этом году Попогребскому исполняется 46 лет. За годы работы в кино он проявил себя, как режиссер, сценарист, снявший остросоциальные фильмы «Коктебель», «Простые вещи», триллер «Как я провел этим летом». Одной из последних (как говорят киношники «крайних») его работ является сериал «Оптимисты», рассказывающий о нелегкой работе сотрудников Министерства иностранных дел СССР в 60-е, опять-таки, годы. Опять «ретро». Да что ж такое?
Помогут Алексею Петровичу отобрать лучшие картины не нуждающаяся в представлениях Оксана Акиньшина, популярный актер Игорь Верник, композитор Игорь Вдовин, продюсер Евгений Гиндилис, кинокритик Стас Тыркин, а также оператор Леван Капанадзе.
Что за кино?
Откроется фестиваль фильмом «Лето». Картина рассказывает о перестроечной эпохе, подарившей нам (и вскоре отнявшей) лидера группы «Кино» Виктора Робертовича Цоя (Тео Ю). Неслабый «промоушен» проекту создал арест режиссера этого фильма Кирилла Серебренникова, которого приняли в Питере «под белы руки» прямо на съемочной площадке.
Но и без Серебренникова – какими только слухами не обросла картина. Говаривали, что Цоя в фильме не будет вовсе, а фильм будет подан сквозь призму восприятия реальности водителя печально известного автобуса «Икарус», навстречу которому выскочил «Москвич» лидера группы «Кино». Анонсировалось, что фильм откроет «радужную» сторону личности Цоя и откроет миру историю его непростых отношений с продюсером Юрием Айзеншписом. Как оно вышло можно будет увидеть на фестивале. Вот только… Цой, хоть и не канонизирован, но для многих – в ранге бога. Не вызвать негодования очередной социальной группы.
Фильмом закрытия станет работа экс-кандидата в президенты Ксении Собчак, которая не так давно представила на суд общественности картину «Дело Собчака». В съемках этого фильма приняли, в том числе, глава российского государства Владимир Путин, что, отчасти, объясняет президентские амбиции режиссера картины и прочит ей долгосрочную роль лидера отечественной оппозиции.
Интересно будет увидеть российско-латышскую картину «Ван Гоги» режиссера Сергея Ливнева. В этом году ему исполняется 54 года. Ровно 30 лет назад он стал автором сценария во всех отношениях культового фильма «Асса», снятого Сергеем Соловьевым. Одну из главных ролей в картине сыграл Алексей Серебряков. В последние годы он весело троллит соотечественников, заявляя, что национальной идеей русского народа является хамство, признаваясь в даче взятки должностным лицам из ГИБДД и рассказывая о лучшей жизни в Канаде.
Еще одна кинематографическая реинкарнация: встречайте - Наталья Негода! Ее помнят ценители первой перестроечной эротики 80-х, смотревшие фильм «Маленькая Вера». Про что кино? Отцы и дети. Папа – известный дирижер. А сын – художник, которого одна неудача преследует за другой. Они совершенно искренне недолюбливают друг друга, но… весть о тяжелом недуге, который уведет родителя в небытие, заставляет 53-летнего сына забыть о старых обидах и начать путь к приятию и прощению отца.
Проникновенным обещает быть фильм «Война Анны» Алексея Федорченко, рассказывающий о чудом выжившей во время массового расстрела шестилетней малышке, которую мама успела закрыть своим телом.
После гибели самого близкого и родного человека на земле Аню ожидает совершенно другая жизнь. Она будет… два года напролет прятаться в камине немецкой комендатуры, ожидая, когда же деревню освободят от фашистов. Какой будет эта жизнь хрупкого, изнуренного голодом и страхом ребенка, пытающегося сохранить в себе остатки человечности? Даже в этих чудовищных предлагаемых обстоятельствах Анне удастся обрести друга. Кем он будет? Узнаем на «Кинотавре».
Поклонники таланта отца Иоанна Охлобыстина смогут увидеть его в совершенно неожиданном амплуа. Все те, кому сегодня плохо и больно, трудно и страшно, посмотрите картину «Временные трудности», которая перевернет вашу жизнь.
Режиссер Михаил Расходников взял сценарий, написанный Иваном Капитоновым & Николаем Ковбасом и снял великолепную историю об отце, у которого на свет Божий появился неизлечимо больной сын.
Саша Королев поражен детским церебральным параличом. Нормальной жизни не будет никогда? Так решил бы любой другой отец, но только не Королев-старший, который предпочел сказать своему ребенку: «Ты не болен. У тебя просто временные трудности».
Жизнь Сашки была похожа на ад. Отец относился к нему как к совершенно здоровому человеку, не делая… ни одной поблажки. Целые часы напролет у паренька с ДЦП уходили на то, чтобы одеться и добраться до самой обыкновенной школы, где его ждали издевательства «доброжелательных» одноклассников и удивленные взгляды учителей: «Что этот делает у нас в школе?».
Он возненавидит отца всем сердцем, так искренне, так честно, как это может сделать лишь ребенок, детство которого было нарочито превращено в нескончаемую полосу испытаний и унижений.
Но Сашка Королев вырастет. Окончит проклятую школу. Навсегда уедет из города, который будет ассоциироваться у него с болью и – главное! - чувством испепеляющей душу беспомощности. За 15 лет мальчик станет лучшим бизнес-консультантом России. Встречи с ним будут добиваться те, кто заглянул в глубочайшую финансовую пропасть. И этим людям Саша будет говорить:
— У вас временные трудности.
Вряд ли стоит ждать того, что эта фестивальная картина выйдет в самый широкий прокат или будет показана в прайм-тайм на федеральном канале. Россия выглядит в ней неприглядно. Страшновато. Россияне опять злы, бесчеловечны и жестоки.
Но человек, стоящий у края бездны, увидевший это кино, поймет, что у него всего лишь…
Временные трудности!
Своим мнением о фестивале с «Руссикой Планетой» поделился Андрей Курейчик, кинодраматург, режиссер, публицист, кинокритик, соавтор сценария самого кассового в истории России фильма «Движение вверх», который также будет показан в рамках фестиваля «Кинотавр»
Русская Планета: Андрей, 2 июня начнется фестиваль «Кинотавр». на котором представлено немало фильмов о «России Сегодняшней», в том числе, на социальную проблематику. Чего ты, как кинематографист ждешь от фестиваля? В чем его ключевое отличие от ММКФ?
Андрей Курейчик: Для меня российские кинофестивали являются, пожалуй, единственным местом, где мы, кинематографисты, можем поговорить о наболевшем, серьезном. Потому что ни в широком прокате, ни на российском телевидении такой возможности не осталось. В этом смысле «Кинотавр» является одной из важнейших площадок для актуального российского кино. Там всегда представлялись очень яркие мощные дебюты. Время от времени показывались скандальные фильмы. Посмотрим, что будет в этом году. Но в последние годы программа «Кинотавра» была очень сильной.
«Русская Планета». В чем ключевое отличие «Кинотавра» от ММКФ?
Андрей Курейчик: Мне кажется, «Кинотавр» более демократичен, чем Московский Международный кинофестиваль, менее политизированный, но более социальный. «Кинотавр», все-таки, фестиваль российского кино, стержень российской киноиндустрии. И внутренняя проблематика здесь, как мне, кажется, доминирует над внешней.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости