Культура
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Культура
Русская планета
Культура

Сталкеру советского «Времени» 85!

Игорь Кириллов мог бы вернуться на экран, но…

Андрей Карелин
14 сентября, 2017 20:35
6 мин
Сегодня я встречаюсь с легендарным диктором Кирилловым практически каждый день, когда иду пешком к метро «Шоссе Энтузиастов». Игорь Леонидович, улыбаясь с билборда, приглашает московских пенсионеров в одну из аптечных сетей. Там вроде как можно дешево приобрести лекарства, сопутствующие выживанию в этом непростом постсоветском мире.
А было время… В первые годы моей жизни, которые пришлись на начало 80-х, именно этот человек с пронзительно чистым, истинно мужским тембром голоса заменял и социальные сети, и весь интернет.
Поколение наших бабушек и дедушек узнавало обо всем случившемся «во всем мире и за рубежом» от Юрия Левитана. А мы пытались уловить самое значимое и ценное не только в сухом дикторском тексте, но и в самом взгляде, выражении лица диктора Игоря Кириллова. Многое становилось понятным без музыки и слов еще до того, как он появлялся на экране!
Заставка программы «Время», продемонстрированная без привычного сопровождения («Время, вперед!») и появлявшееся затем на экране словно высеченное из бронзы лицо Игоря Леонидовича означало, что мы понесли невосполнимую утрату: перестало биться сердце дорогого Леонида Ильича (а затем и Юрия Владимировича, Константина Устиновича и других товарищей, стоявших у руля советской страны).
Драматические интонации в голосе советского диктора были исполнены такой безутешной печали, такой подлинной и пронзительной скорби, что тревожные мысли начинали рвать детскую душу: «Как там, товарищ Рейган? Не шарахнет ли коварно атомной бомбой, пока вся советская страна с чувством глубокой скорби несет ронять в могилу генерального секретаря?».
Вся наша жизнь была разделена одним «водоразделом», потоки которого начинали течь ровно в 21.00. По одну его сторону было бодрое: «Добрый вечер, дорогие товарищи!». По другую — торжественно-проникновенное: «Внимание! Говорит и показывает Москва, работают все центральные каналы телевидения. Смотрите и слушайте Москву». И от этого по коже шли мурашки. Приходило понимание, что сейчас могут оповестить о чем угодно, в том числе, о начале третьей мировой…
Игорь Кириллов – не только диктор, но и дипломированный актер! Появившись на свет 14 сентября 1932 года в семье военнослужащего и библиотекаря, он окончил сразу два театральных вуза в родной для него Москве – легендарную «Щепку» и ВГИК.
До прихода на Шаболовку патриарх отечественной дикторской школы успел 2 года (1955-1957) поработать в Театре на Таганке. Вполне возможно, что именно Игорь Кириллов составил бы достойную конкуренцию пришедшему в этот же театр в 1964 году Владимиру Высоцкому с его взрывной, необузданной харизмой?
Но судьбою Игорю Леонидовичу была уготована другая роль и возможность проявить себя в ином искусстве, где дублеров у него практически не было. На долгие десятилетия он стал настоящей иконой советского телевидения.
Новая эпоха, наступившая с развалом СССР, породила качественно иное общество. Не хуже, не лучше – такое, какое есть. Закономерно, что у этого социума возник запрос на другое телевидение. Но вот печаль: если в 90-е годы российский телезритель, пытавшийся разобраться в новой реальности, был ориентирован на Листьева и Любимова, Познера и Парфенова, то в 10-е годы XXI столетия страна второй месяц обсуждает, как жить после «исторического исхода Малахова на вторую кнопку», а сегодня с интересом следит за «межканальными» баталиями Урганта и Соловьева, почвой для которых стал… крем из птичьего помета.
«Сегодня телевидение стало бизнесом. В этом и заключается самая большая ошибка» - деликатно говорил еще несколько лет назад Игорь Кириллов, понимая, что про «Альма-матер» на пике тотальной «ургантизации» надо говорить либо хорошо, либо никак.
Жизнь Игоря Леонидовича Кириллова в эпоху, когда талант измеряется количеством просмотров и сопутствующих скандалов, складывалась непросто. Одиночество, нахлынувшее на него после смерти жены, было усугублено вынужденным расставанием с проживающей в Германии дочерью Анной и скоропостижной кончиной младшего сына Всеволода. Сегодня Игорь Леонидович, как и многие из резидентов советской эпохи, обрел веру в Бога и молится за упокой души своего сына, с которым, увы, так и не успел примириться.
Солидный возраст и безвременье, отмеченное вырожденческими тенденциями на родном, некогда торжественно-гордом, а сегодня бесконечно пошлом ТВ, не сломили Игоря Кириллова. И, справедливости ради, стоит сказать, что в «Останкино» член Российской академии телевидения и диктор-консультант Отдела телевизионного производства Дирекции оформления эфира Первого канала И.Л. Кириллов — всегда желанный гость!
Одиночество — штука, которая однозначно противопоказана пожилому человеку. Но внуки Игоря Кириллова, время от времени навещающие именитого деда, не дают ему скучать.
Несколько лет назад он встретил свою любовь – Татьяну Александровну, дизайнера обуви, которая работала неподалеку от его дома на Смоленской набережной. И, как в былые времена, доказал своим примером, что и на девятом десятке лет (в любых предлагаемых обстоятельствах мира сего!) можно быть счастливым, исполненным внутреннего достоинства человеком.
«Вернулся бы, если б скинуть четверть века!» – но, улавливая грусть в его взгляде, понимаешь, что войти в одну реку дважды нельзя.
Ведь воды в ней всегда разные. Прежние были теплее. Или мне кажется?
темы
6 мин