Откровение Эммануила Виторгана
3 мин чтения
фото автора

фото автора

Что творит легендарный актер, наотрез отказавшийся работать в государственных театрах?

24 мая лил проливной дождь, столичные полицейские, укрытые брезентовыми накидками, безуспешно пытались разрулить глобальные московские пробки, а к старинному особняку в Сеченовском переулке стекались люди, на лицах которых блуждали радостные улыбки.

В фойе КУЛЬТурного Центра Эммануила Виторгана на Остоженке оказалось по-домашнему уютно. Пафоса, порой предваряющего творческие вечера служителей Мельпомены, не наблюдалось. Посетителей приветливо встречала Ирина, супруга актера, которого кто-то знает по роли доброго волшебника Коврова из «Чародеев», а кто-то боготворит за блестяще созданные образы волевых героев и харизматичных, донельзя обаятельных злодеев.

Многие артисты вызывают у нас воспоминание лишь об одной, пускай блестяще сыгранной роли. Василий Ливанов остался в наших сердцах гениальным Шерлоком Холмсом, Александр Демьяненко – трогательным Шуриком. Эммануил Виторган, воплотив бесчисленное количество самых разных образов на сцене и съемочной площадке, остался… самим собой. Такое бывает, когда масштаб личности человека и его жизненный путь по-настоящему уникальны.

В этот вечер здесь собрались представители разных поколений. Многие из них давно достигли возраста мудрости и пришли к человеку, фильмы с участием которого являются достоянием их молодости. Восторженные глаза юных ярче яркого свидетельствовали о том, что для молодежи Эммануил Гедеонович – одна из уцелевших в пожарищах культурного апокалипсиса икон театрального и кинематографического искусства.

Откровение Виторгана, состоящее из блестяще исполненных песен и прочтенных стихов, миниатюр и уморительно смешных двустиший, построено по законам хорошо написанной авторской «пьесы длиною в жизнь». Ее сочинителями являются не только сам актер и его супруга Ирина, но и те, память о ком он бережно хранит в своем сердце.

1939 год. Баку. В семье работника мукомольной промышленности, которая практически непрерывно странствует по городам Советского Союза, появляется на свет мальчик, названный в честь жестоко убитого в ходе погромов времен гражданской войны дяди.

В детстве, которое пришлось на военные и тяжелейшие послевоенные годы, он блестяще учится в школе, получая похвальные грамоты одна за другой. Но… волшебство театрального искусства, приоткрытое ему в драматическом кружке, не оставляет ни минуты времени на то, чтобы штудировать бастионы науки. Окончив школу уже в Астрахани, Эммануил отправляется в Москву в надежде поступить в один из театральных вузов столицы. Но, блеснув талантами, не поступает ни в один из них! «Пятый пункт» — пресловутая графа «национальность», которая не раз будет творить различные препоны в жизни актера, казалось, поставит крест на мечтах юноши.

— И вдруг меня осенило! Я метнулся в Ленинград. И… понял, что это судьба, — вспоминает артист, который благодарен провидению за то, что попал на курс Бориса Зона, где ему составили творческую компанию великолепная Алиса Фрейндлих и неповторимый Сергей Юрский.

О них, блистательном Валентине Гафте и других здравствующих коллегах Эммануилом Гедеоновичем в этот вечер были произнесены самые добрые, если не сказать трепетные слова. Зрители узнали множество интереснейших историй, проникнутых добрым юмором. Они перемежались с искрометными юмористическими двустишьями, вызывавшими в зале смех и овации.

Но вот амплитуда драматической перипетии меняет вектор своего движения, и на экране возникают лица тех, кого уже, к величайшему сожалению, нет. Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Филатов, Семен Фарада, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, драматург Александр Володин… Алла Балтер. Женщина и актриса необыкновенной красоты, преобразившая по признанию Эммануила Виторгана его жизнь и подарившая тридцать лет счастья.

Со сцены звучит:

Время бесконечной нитью тянется

Многих знал, и слышал я творцов

Только не стареет, не туманится

В памяти Абдулова лицо.

Встретившись с актерами, актрисами

Отвечаю что-то невпопад

До сих пор ищу я за кулисами

Аллочки неповторимой взгляд.

Звучат благодарные слова в адрес Ирины, которая в минуты беспощадной депрессии сумела уберечь актера, решившего было посягнуть на свою жизнь, от рокового шага.

Эммануил Виторган – человек-театр, созданный для сцены, ушел из любимой «Маяковки» вскоре после того, как закончилась эпоха великого режиссера Андрея Александровича Гончарова. В коридоры театра имени В.Маяковского ворвался ветер новых времен, которым не так уж нужны были старые герои.

- Я шел по улице и вдруг… увидел, как раритетные фотографии актеров нашего театра, выброшены на мостовую, словно ненужный мусор. Не выдержав, я ворвался в кабинет нового худрука и… по-русски… по-мужски… высказал ему в лицо всё, что я о нём думаю, - вспоминает Эммануил Гедеонович о состоявшейся когда-то неприятной сцене с уже ушедшим из жизни Сергеем Арцибашевым. Впрочем, и о нем актер старается говорить в максимально доброжелательном ключе. Нарочито ли? Вряд ли. Скорей, исповедуя культ добра, которому подчинено все происходящее на сцене.

Виторган признается, что через несколько дней пожалел о случившемся и вернулся, но… только лишь для того, чтобы ввести на главные роли других актеров: подставлять коллектив театра, которому было отдано более 20 лет жизни, не хотелось. Стоит ли говорить, что предложений от ведущих сценических площадок России было очень много? Но…

— Я вдруг особенно остро ощутил, что не хочу над собой никаких начальников и худруков. И понял, что по-настоящему свободен! – своей необыкновенной, по-настоящему счастливой улыбкой одаряет зрителей мэтр.

Эта замечательная творческая встреча была благотворительной. Все собранные средства пошли на программы фонда «Бюро Добрых Дел», который занимается помощью детским интернатам и домам в 7 регионах России. Не стихают аплодисменты зрителей. Эммануил Виторган в очередной раз удивляет своей уникальностью, непохожестью на многих коллег по цеху. Не прячась в гримерке от благодарного ему за волшебный вечер зрителя, Чародей выходит в фойе и… остается за одним из столиков, закуривая сигарету. В его глазах — усталость человека, который вчера, сегодня, завтра отдал зрителю чуть больше, чем себя.

Выйдя на улицу и, вдыхая пряный майский воздух на пути к метро, я вижу Москву немного другой. Быть может, той чистой, счастливо-вчерашней, какой мы видим ее в лучших фильмах с участием Эммануила Виторгана?

Это время, казалось бы, ушедшее, безвозвратно потерянное, живет в нас и питает своей энергетикой наших детей, которым мы включаем «Чародеев». Хочется верить, что эта картина и другие шедевры советского кино помогут им вырасти хорошими и добрыми людьми.

Ничего лучше пока еще не снято.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос В Питере жить! Далее в рубрике В Питере жить!В мае 2017 года российскую читательскую аудиторию ожидает встреча с уникальной книгой, героями которой являются оживающие на ее страницах улицы Северной Столицы России. Читайте в рубрике «Культура OLD» Никакой закон не вытравит русский язык на УкраинеМогут ли русские и украинцы примириться и снова начать жить в одной семье Никакой закон не вытравит русский язык на Украине
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!