Культура OLD
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Культура OLD
Культура OLD

Ольга Свиблова: Создать традицию сложно, но еще сложнее ее сохранить

Директор Мультимедиа Арт Музей, Ольга Свиблова рассказывает, что на создание отечественной Фотобиеннале ее вдохновили Фестиваль фотографии в Арле и Месяц фотографии в Париже
Виктор Мартынюк
2 мин
В Центральном Манеже, в рамках  ХII Международного месяца фотографии в Москве, проходит масштабный фестиваль фотографии, один из крупнейших в Европе, - «Фотобиеннале 2018»
Фестиваль фотографии в Арле и Месяц фотографии в Париже в далеком 1996 году вдохновили Директора Мультимедиа Арт Музея, Ольгу Свиблову создать поистине уникальный фестиваль. В поезде Арль – Париж она «брякнула своему молчаливому и очень демократичному супругу, что было бы здорово сделать что-то подобное в Москве. А слово, ею произнесенное должно воплотиться в дело»
«Реальность была такой: в России работать с современным искусством было не просто трудно, а мягко говоря – невозможно», - вздыхает Ольга.  «Задумывая Фотобиеннале, я уже знала цену, которую придется заплатить. И я уже не была уверена, что готова такие жертвы. Не была уверена, что хватит сил…»
Сегодня имя Ольги Свибловой  регулярно вносят в топ-50 наиболее влиятельных людей в российском искусстве. А в 2011-ом она вошла в международный рейтинг издания «Le journal des Arts», попав в сотню самых авторитетных персон мирового искусства.
Я – абсолютно консервативный революционер. И поэтому люблю создавать новые традиции. Но если уж ты взялся за это, - то надо помнить, что ты всегда в ответе за тех, кого мы приручили.
Я думаю, что Фотобиеннале в Москве стало замечательной традицией. И ежегодно, еще до того момента, как наступает календарная весна мы объявляем  наше весеннее половодье. А так как больше всего в жизни мы любим оттепель, то значительная  часть нашей выставки постоянно поет гимн потеплению.
Создать традицию сложно, но еще сложнее ее сохранить. Один мой французский коллега сказал мне в начале пути слова, которые я помню и повторяю до сих пор: «Если первый раз получится неплохо, - то тебе будут аплодировать; второй – аплодировать по инерции; потом начнут искать дефект, а затем и вовсе привыкнут и станет скучно…»
Мне очень важно, чтобы этого не случилось, чтобы зрители всегда находили для себя что-то новое, неожиданное»
Ольга добавляет, что со временем все сложнее делать выбор. За годы были показаны более 150 проектов, открыты новые звезды.
«Каждый раз мы с опаской думаем: не кончатся ли новые имена? Боимся, что ничего нового уже не найдем. Но каждый раз с удивлением и радостью ошибаемся. Каждый год мы снова и снова сталкиваемся с фантастически интересными проектами, новыми именами и подходами к фотографии»
Презентуя биеннале, Свиблова отметила, что год из года, ей задают одни и те же вопросы: Что же лучше: цифра  или пленка? Цвет или ч\б? Что делать с нашествием мобильных телефонов?
Устав отвечать, в этом году они решили объединить это все единой общей темой  -  «Многообразие фотографии».
«Помните, мы учили в детстве стишок: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны?» Так и здесь. Вопрос больше не в том, какой аппарат используется, а в том, как видит мир фотограф. Насколько он талантлив и неординарен.
Все существует и сосуществует.  И нет никакой классической фотографии. Она все время в развитии, как и жизнь. Например, Сара Мун.  Прославившаяся на весь мир своими полароидами, она сейчас снимает на iPhone и балдеет. Фотография – это искусство. И как у любого искусства у него много лиц и воплощений.
Вместе с тем надо понимать, что мы присутствуем при некоем радикальном изменении человеческой природы.  И сейчас в мире рождается нечто абсолютно иное. Виртуальная система дает огромное количество информации, но сама эта система пока совершенно не организована, не имеет никакой вертикали.
Но тем и ценно понимание искусства: хорошее - опережает время. Это как телескоп, направленный в будущее. И нам надо научиться читать месседж художника и помогать публике его понять»
Одна из «выделенных красным» в этом году тем «Италия в фокусе», самая большая, - посвящена Италии.     
Ольга улыбается: «Мне кажется, «в фокусе» Италия у нас будет всегда.  Мы открываем итальянские имена так часто, что сами итальянцы потом с удивлением признаются, что узнали о них впервые от нас»
В этом году в стенах Центрального Манежа экспонируются работы сразу трех выдающихся итальянских фотографов: Джанни Беренго Гардини, который чутко и с огромной любовью к своим героям фиксирует события, происходящие в мире, - «Поэтика реальности»;  Джонни Монкада с его выставкой «В невесомости» и известного своими провокационными портретами, - Пьеро Марсили Либелли, - «Фотография как перформанс».
Также, в рамках «Фотобиеннале» свои работы под общим названием «Архаика», представил один из самых ярких современных  российских фотографов Валерий Нистратов.
В проекте «Каникулы в советских санаториях» приняли участие несколько фотографов, по - своему интерпретировавших «идеальный советский отдых» изнутри.  
Серия работ, объединенных общим названием «Moments», - появилась  благодаря усилиям известного американского фотографа, трехкратного лауреата Пулитцеровской премии Барбары Дэвидсон и премиального автопроизводителя Volvo Cars.
А  экспозиция «Тысячи солнц» стала результатом необычного документального эксперимента. Куратор выставки Александр Михальченко собрал более ста документальных снимков ядерных испытаний, произведенных в США в период с 1945–1962 гг.
В экспозицию издательского дома «Коммерсантъ»,  под названием «Первополосные и закулисные» вошли знаменитые снимки «вершителей судеб»: от документальных свидетельств эпохальных событий до жанровых зарисовок и необычных портретов.
«Биеннале еще не закончилось, но я точно могу сказать, что сама довольна. Не всегда могу такое произнести, но сейчас действительно счастлива. Мы открыли потрясающие выставки!», - признается Ольга.
темы
культура
искусство
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин