«Матильда» после шума и Поклонской: стоит ли ее вообще смотреть?
3 мин чтения
«Матильда» после шума и Поклонской: стоит ли ее вообще смотреть?

26 октября в прокат выходит фильм «Матильда», из-за которого православные радикалы пообещали жечь и громить кинотеатры

Time Out посмотрел «Матильду» и рассказывает, стоит ли ради нее подвергать свою жизнь риску.


Наследник российского престола Николай (Ларс Айдингер), которого все зовут как рэпершу Минаж, Ники, ищет жену. С отцом, Александром III (Сергей Гармаш), он обсуждает немецкую принцессу Александру (Аликс), которая нравится строгой маме (Ингеборга Дапкунайте), но папа, похожий на лысого физрука с бородой лопатой, рьяно предлагает балерину Кшесинскую (Михалина Ольшанска).

Ники идет на балет, видит там хорошенькую танцовщицу, у которой прямо на сцене развязывается лямка и вываливается грудь. После этого у них все быстро складывается. Где-то рядом постоянно стоит и смотрит подозрительно, как свидетель из Фрязино, граф Воронцов (Данила Козловский), который любит Матильду (ласково — Малю) и ненавидит будущего императора. Скоро император-физрук умирает, и Ники надо выбрать: отречься от престола и жениться на Мале или выбрать Аликс и корону ради русского народа. Вот и весь главный российский фильм года.

Знаменитой «Матильда» стала, как всем уже известно, благодаря Наталье Поклонской, выступающей против того, чтобы кино попирало Николая II, который православной церковью канонизирован. В случае с этим фильмом необходимо пояснить новостной бэкграунд.

По мнению царебожников, представителей своеобразной православной секты, история любви Николая и Матильды — ложь, так как царь был святым, едва ли не богом, он любил императрицу, а затем погиб и искупил тем самым грехи народа. Забавно, как все в итоге сложилось: Алексей Учитель, один из самых мейнстримных российских режиссеров, трижды выдвигавшийся на «Оскар», любимый государством и Минкультуры, оказался хулителем религиозных ценностей.


При этом Учитель был, конечно, прав, когда воевал с депутатом Поклонской. Она, кстати, до сих пор не видела фильма и даже не знает, с чем борется. Да и история на стороне режиссера: Романов действительно встречался с Матильдой до своей коронации и женитьбы.

В этом нет никакой клеветы, нравы просто были такие. Другой вопрос, что это не главная проблема «Матильды», попросту глупого и непоследовательного фильма, авторы которого не то что не планировали эпатировать царебожников и Наталью Поклонскую, а даже не знали, что вообще хотели всем этим сказать.

Когда режиссера Учителя спрашивают, какой смысл он вкладывал в фильм, он отвечает, что сюжет и так слишком прозрачен, чтобы его еще и трактовать. Действительно, авторский вывод из экранизированного им исторического эпизода очень прост: Николай не должен был становиться государем.

Судьба, по мнению режиссера, сразу продемонстрировала ему последствия его неверного решения: после коронации на Ходынском поле случилась знаменитая ужасная давка, в которой погибли тысячи москвичей.

Предзнаменования следуют за наследником постоянно: поезд, на котором он едет с семьей, сходит с рельсов, у всех героев периодически течет пугающая кровь (у Матильды — с пуантов, у Николая — по лицу после попытки покушения, у Аликс — после ранения заколкой для волос). Наконец, прямо на самой коронации, которую показывают аж два раза, в начале и в конце, чтобы точно всем было понятно, Ники падает в обморок, и корона слетает с его монаршей головы.

Учитель подает сюжет фильма как череду предзнаменований неизбежного ужаса: Ники сделал неправильный выбор, он должен был предпочесть отношения с Малей нуждам России, и тогда, видимо, не был бы расстрелян вместе с семьей большевиками.

Впрочем, сам народ наследника не очень-то интересует. В единственной сцене, где Николай с народом встречается (еще не в виде гор трупов на Ходынке), он едет на царском поезде и видит толпы оборванцев, которые его явно не впечатляют. Большую же часть времени Романов и Кшесинская занимаются романтической возней, достойной максимум сериала на канале «Россия-1».

Сначала они долго прыгают обнаженные (но целомудренно прикрытые) по кроватям, потом бегают друг за другом по коридорам, то расставаясь из-за очередной истерики, то сходясь обратно. Затем секретная служба царской короны начинает охотиться на балерину, потому что у нее любовные письма, компрометирующие будущего государя. Все это тянется ужасно долго: «Матильда» идет чуть больше двух часов, но по ощущениям — намного больше.

Единственное разнообразие в эту скуку вносит абсурдная и не соответствующая по стилю остальному фильму линия графа Воронцова — персонажа Данилы Козловского. Изначально Учитель думал взять именно его на роль Николая, но потом выбрал немецкого артиста Айдингера. Видимо, Даниле, чтобы он утешился, придумали героя, которого уж точно в истории не существовало.

Нестриженый граф пытается с ходу убить императора, а когда его ведут на казнь, Ники его милует. Правда, царская гэбня все равно не отпускает графа и отправляет его к немцу-извергу доктору Фишелю (знаменитый театральный режиссер Томас Остермайер), который прописывает ему курс лечебных пыток.

Словом, если весь фильм похож на банальную историческую телемелодраму (коей он фактически и является), то этот несуразный сегмент больше напоминает сериал «Американская история ужасов» в великорусских интерьерах.

Для самого Учителя история заканчивается в момент коронации, когда случилась катастрофа, а последовавшие за ней 24 года брака и правления Николая, а также не менее счастливая жизнь Кшесинской, которая дожила до 99 лет, его уже не слишком интересуют.

В общем, это телемыло не должно иметь никакого отношения к царебожникам, Поклонской и прочей ереси: и так слишком много внимания оно привлекло. А позже, порубленное на четыре серии, оно и вовсе утонет в вечернем эфире.

Материал наших партнеров

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Инопланетяне в Токио и тайны мозга: что смотреть на кинофестивале «360°» Далее в рубрике Инопланетяне в Токио и тайны мозга: что смотреть на кинофестивале «360°»Завтра в Москве открывается седьмой кинофестиваль Политехнического музея «360°» Читайте в рубрике «Культура OLD» Чемодановка: РФ оказалась недостаточно полицейскойВ МВД плохо слушали президента Путина, когда он говорил о проблемах с цыганами Чемодановка: РФ оказалась недостаточно полицейской

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»