Культура
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Культура
Русская планета
Культура

Клеман Саккомани: Проливая свет на происходящее

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер впервые в России открылась выставка легендарного международного фотоагентства Noor
Татьяна Бутурлина
21 мая, 2018 15:00
6 мин
Фото: Photobookfest
Управляющий директор фотоагентства, Клеман Саккомани поделился с «Русской Планетой» своими первыми впечатлениями о России и российских фотографах и рассказал, существуют ли, на его взгляд, «этические пределы» в фотографии.
Прежде всего, Клеман пояснил: «То, что представлено сегодня в Москве – в основном результат кураторского отбора Центра Фотографии». Несомненно, авторское влияние, как директор, он оказывал, но в целом, выбор был за российской стороной.
Название агентства Noor, основанного в 2007 году, переводится как свет и работы фотохудожников во всем соответствуют этому названию. Основные вопросы, которые затрагивают 16 фотографов из 13 стран мира, объединившиеся под брендом Noor - это социальная несправедливость и нарушения прав человека.
Директор добавляет, что его агентство - лишь творческая площадка, позволяющая фотографам публиковать свои частные фотопроекты. Так, на выставке был представлен некий итог сотрудничества с лучшими ведущими фотографами за 10 лет.
Выставка, которая носит название, созвучное с одним из лучших российских фильмов о Великой Отечественной войне «Иди и смотри», представляет как лучшие индивидуальные проекты, отмеченными престижными наградами, в том числе World Press Photo, так и масштабные групповые проекты.
«Прежде всего, нам хотелось рассказать об основных направлениях агентства. Во всей полноте отразить те проекты, которые мы отражаем: военные конфликты и их ужасающие последствия, события в горячих точках, природные катаклизмы и проблемы, связанные с насилием и беженцами.
Это все те вопросы, которые ежедневно и ежечасно поднимаются в СМИ во всех странах мира, - и мы стараемся постоянно держать руку на пульсе событий»
Фотокорреспондентов часто обвиняют в том, что они порой, переходят этические границы, фотографируя умирающих людей, страдания и боль. Существует ли эти пределы?
 «Я думаю, что профессиональный фотограф сумеет передать своим снимком многое без слов и лишних комментариев. Фиксируя происходящее, реальное происходящее, фотограф заставляет людей думать и сопереживать.
Важно, чтобы его снимок по- настоящему тронул людей, чтобы они, увидев его, не смогли равнодушно отвернуться и забыть. В этом и есть сила. Задачи шокировать людей, - У нас. Но мы и не хотим прятать реальность под цветочным одеялом, - мы проливаем свет на то, что происходит вокруг. 
Для нас фотография – это определенная форма сопротивления. С помощью фотографий нам удается привлечь внимание тысяч, миллионов людей к историям, фактам и тому, что и кто за ними стоит. Мы показываем жизнь, такой, какая она есть во всем ее многообразии»
Клеман признался, что в Москве и вообще в России - он впервые. К сожалению, пока увидел совсем не много, но город уже впечатлил и своими размерами, и энергетикой. Смеется, что после Москвы, Амстердам, где он в данный момент живет, будет теперь казаться ему небольшим городком…
«Я бы очень хотел вернуться в Москву еще раз. И потеряться в этом городе, «прожить его изнутри», вдохнуть культурной, да и ночной жизни. Были ли у меня свои представления о России? Существуют стереотипы, безусловно. Но я всегда и везде стараюсь быть непредвзятым.
До приезда к вам, мне не хотелось углубляться в информационный поток с последними новостями в телевизоре и интернете. Таких новостей очень много и мы о них, конечно, знаем. Но все ли так на самом деле? Я предпочитаю получать личный и чистый опыт. Увидеть все своим глазами, пообщаться с людьми, походить по улицам и пожить хотя бы несколько дней в городе.
По своему опыту я знаю, что «стереотипные представления», навязанные нам, далеко не всегда, а то и вовсе никогда не соответствуют действительности. Так, когда я собирался в Иран, то все очень боялись за меня. Но оказавшись там я понял, - все совершенно по -другому, чем я себе представлял.
Сегодня я приехал в Россию без особых ожиданий, и признаться, приятно удивлен. Теперь у меня есть прекрасная возможность рассказать свою историю…» 
Парижанин по призванию и итало-лионец по генам, Клеман вырос в западном пригороде Парижа. Говорит, что столица Франции навсегда в его сердце и ему сегодня так не хватает парижской разнородности и разноцветия.
«Мой папа итальянец, а мама - француженка. Мне повезло, что я родился в этих двух великих европейских культурах что, несомненно, наложило свой отпечаток на моем творчестве и менталитете. 
Конечно, если ты растешь наполовину итальянцем и наполовину французом, то просто обязан разбираться в тонкостях ренессанса или эпохи возрождения. Ты имеешь возможность ходить по музеям и галереям, у тебя хороший общеевропейский багаж знаний об искусстве и гуманистический взгляд на фотографию…»
Что касается российского фотографического искусства, то Саккомани вздыхает, - о нем неоправданно мало знают в Европе. В России – очень сильные и хорошие фотографы, но, к сожалению, их не так часто видят и за рубежом: «Мне кажется, что они должны получить большее признание, - они этого заслуживают. На мастер-классах, которые я уже провел в рамках выставки, присутствовало много молодых фотографов, в которых я вижу несомненный потенциал. Мне, как управляющему директору фотоагентства, это крайне интересно».
Клеман отмечает, что у российской фотографии есть определенные черты, она в целом романтична и в ней всегда присутствует глубокая игра со светом.
«Лично меня она питает и я понимаю, что именно этого света и этой романтичности мне сегодня не хватает...
Я надеюсь, что в будущем, в коллаборации с Центром фотографии нашему агентству получится навести мосты между российскими фотографами и европейскими галереями»
На открытии выставки Клеману часто задавали один и тот же вопрос: чтобы он особенно выделил среди выставленных фоторабот лично для него.
«Я бы не стал заострять внимание на какой- либо одной фотографии. Мне более важно глобальное впечатление. Чтобы человек, выйдя за порог галереи, стал задавать себе самому важные вопросы.
Чтобы что-то в нем изменилось и возможное равнодушие сменилось работой сердца. Вот это главное. Этот эффект и будет нашей победой»
темы
6 мин