«Как бы радио»
4 мин чтения
«Как бы радио»

Жизнь в эпоху застоя

Анализируя непростую ситуацию, сложившуюся в настоящее время на рынке отечественного радиовещания, можно прийти к очевидному выводу – нужно срочно что-то менять… или кого-то.

Очередной финансовый кризис, который обрушился на головы россиян после известных событий в соседнем государстве, стал для участников медиарынка не только испытанием на профпригодность, но и настоящей школой выживания. И, признаться, далеко не все смогли сдать экзамен на «отлично» и «хорошо».

Мы не решились рассуждать о ситуации, сложившейся сегодня на радио, без учета мнения экспертного сообщества. Поэтому связались с «резидентами» столичного FM-мира: продюсерами, редакторами, звукорежиссерами, ведущими. Все наши собеседники пожелали остаться неузнанными, но сказали они совсем другие слова, нежели те, которые произносят на камеру (в микрофон).

Рассказывает топ-менеджер одного из ведущих московских медиахолдингов:

«Можно рассматривать положение дел в отрасли, исходя из понятия "кризис", но общая динамика, что называется, прошла точку невозврата. Если западные коллеги в сложные финансовые периоды стремятся сократить административные ресурсы, по максимуму сберегая технологическое ядро, то на просторах отечественного FM-вещания ситуация обратная. Пренебрежительное отношение среднего управляющего звена к интеллектуальной собственности присутствовало всегда, но сегодня, "в кризисной" обстановке каждый менеджер переживает, в первую очередь, за свое собственное "завтра" – поэтому, ни о каком "стратегическом планировании" даже речи быть не может».

Но, самое удивительное: рейтинги радиостанций остались… практически незыблемы. Как же такое могло произойти? Одно из двух! Либо те, кто «успешно оптимизировал творческий персонал», стали работать на два фронта без потери качества – за себя и «того парня» (спасибо кризису!). Либо креатив и вовсе не нужен радиослушателю, включающему приемник только для того, чтобы узнать свежие новости, погоду и «чтобы музыка какая-нибудь еще играла».

Вот что говорит по этому поводу другой участник радийной отрасли:

«Рейтинги?! Понимаю, рекламодатели в первую очередь обращают внимание именно на эту переменную. Подчас - весьма и весьма субъективную! Но, это не их вина… Возможностей для получения качественной и развёрнутой статистической информации на сегодняшний день более чем достаточно. Тем не менее, по неизвестным мне причинам, до сих пор используются устаревшие «скрипты» и технологии для сбора данных. В подобных условиях отследить прозрачность «выборов» достаточно проблематично. И еще… заинтересованность некоторых частных компаний, предоставляющих статинформацию, в области радиовещания… но, это уже отдельная тема, касающаяся всего медиарынка, не только радио... Искренне сочувствую молодым, и талантливым – они иногда делают очень интересные проекты в московском эфире, но… рекламодатели смотрят не на «социальные» рейтинги, а на официальную статистику».

А что же конкурсы, премии, награды? Ведь там тоже работают и решают профессионалы! В этом году «Радиомания», прием заявок на которую начинается 1 апреля, пройдет под эгидой 10-летия Российской Академии Радио. Заглянем на сайт www.premiaradiomania.ru, где в анонсе устроители и организаторы мероприятия заявили, что академия «третий год подряд успешно проводит это яркое и торжественное мероприятие». Конец цитаты.

Уровень яркости и торжественности вручения радийного «Оскара» неоспорим! Его сопровождают постоянные скандалы, демарши, связанные с демонстративным отказом крупнейших медиахолдингов принимать участие в «откровенном фарсе», а также невысокий (по мнению гостей и участников сего действа) уровень организации мероприятий!

Слово эксперту:

«Радиомания — это такой междусобойчик. Собираются участники радиоакадемии (абсолютно все собственники радиочастот в ней состоят) и по очереди награждают друг друга. Это даже премией нельзя назвать – медаль "за десять лет безупречной службы", ленточка выпускника и т.д. Квоты распределения наград по холдингам немного варьируются, но зависит это лишь от взаимоотношений на уровне инвестор-инвестор. Не для "простых смертных"».

Русский ученый Александр Попов, изобретший радио, очень бы удивился, что его детище в XXI столетии нужно не только слушать, но и… созерцать. Мы о видеотрансляции эфиров. Зачем они нужны? Это кому-то интересно?

Безусловно, да, но только в том единственном случае, если в утренний эфир пожаловал высокий гость (творческая личность), которому есть что сказать радиослушателям. Иными словами – всем известная звезда!

В других же ситуациях наличие камеры в студии, скорее, «убивает радио», создает «эффект надзирательского глазка» и на корню разрушает ту чарующую атмосферу духовной близости, которая является «изюминкой» это вида СМИ.

И, конечно, HR-менеджеры (кадровики) отсеивают талантливых, прирожденных радийщиков, потенциальных звезд радиоэфира, которым, увы, не очень повезло с внешностью. Медийность выходит на первый план!

«Какое радио? Какое творчество? Какие, вообще, нормальные СМИ могут быть в этой стране?!», - возопит откуда невесть взявшийся либерал.

Предположим, если речь идет о новостной радиостанции, она могла бы пожаловаться на «свободу слова». Но давайте сосредоточим внимание на музыкальных каналах.

На каком из них, априори, обсуждается политическая тематика?

В эфире какой из музыкальных станций спел свои лучшие песни Навальный?

Где именно прозвучали остросоциальные вопросы?

Да, профессиональные дикторы и режиссеры делают свою работу качественно, но… Где же мощный, яркий, запоминающийся креатив?!

Чтобы убедиться в нехватке оного, можно послушать, к примеру, оформление эфира «НАШЕ’го радио» начала «нулевых». А затем — сопоставить услышанное с осознанным, понятое с осмысленным и… задать себе простой и честный вопрос:

«“Одежда” какой современной радиостанции вызывает у меня хоть какую-то реакцию?»

Харизма! Ещё одно слово, которое постепенно выходит из обихода. Лозунг «Кадры решают все» сменил другой, более «бюджетный» клич: «Незаменимых у нас нет!».

Безликие, единообразные, работающие по заготовленному «скрипту» биороботы решают сразу две задачи:

  • безболезненная взаимозаменяемость (абсолютно любые перемены в команде ведущих не будут заметны никому, кроме программного директора, следящего за эфирным графиком);
  • финансовая составляющая (по понятным причинам, никто даже не заикнётся о повышении ЗП).


Можно ли сделать радио лучше? Конечно! Отвечая на этот вопрос, стоит опереться не на мнение эксперта, а на историю, которая знает «рецепты». У многих в памяти остался хороший (и далеко не бедный!) человек, который мечтал о том, чтобы написанную им песню «крутили» на одной из радиостанций. Но, там этого делать не хотели, то ли презрев художественный уровень произведения, то ли недооценив гражданина. И тогда он взял и… купил эту станцию. Но это так… лирическое отступление.


Как бы там ни было, на радио трудится немало по-настоящему ярких и талантливых людей, благодаря которым все еще хочется время от времени «навострить уши». Это уже состоявшиеся профессионалы Сергей Стиллавин и Всеволод Полищук, «Мурзилки», Антон Комолов и Елена Абитаева, Анатолий Кузичев и «Бригада У», а также молодые таланты, пробившиеся как цветы через асфальт.

Ярко заявили о себе в столичном эфире новые радиостанции «Like FM», «Москва FM», радио «Книга».

Радуют слух самобытные региональные проекты «Красная Армия» (Тюмень) и радио «Пурга» (Анадырь), «Кузбасс FM» (Кемерово) и «Power Hit Radio» (Мурманск). Богата земля Русская талантами!

Подводя итог, зададимся вопросом: есть ли будущее у российского радио или… пора учить языки?

И... опять же переадресуем его представителю одного из медиахолдингов:

«Будущее радио неразрывно связано с технологиями, гаджетами и сегментированием (нишевыми станциями со строго определенным форматом). Слушатель из многообразия предложенных ему вариантов будет выбирать то, чего его душа пожелает. Важный момент — некоторые страны уже отказались от FM-вещания. Радийный агрегатор “Pandora” не сразу прижился в штатах, но сейчас он — флагман своего сегмента медиарынка. Рано или поздно это придет и к нам».

Продолжение следует?

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Санта-Барбара не кончается. Терпение тоже! Далее в рубрике Санта-Барбара не кончается. Терпение тоже!«Были же люди, как люди и вдруг все сразу стали кретины», - фраза из легендарного фильма Алексея Балабанова стала пророческой. Как это случилось? Обозреватель «Русской Планеты» разбирался. Читайте в рубрике «Русские победы» Stop иезуитВ марте 1820 года император Александр I велел выслать всех иезуитов из России Stop иезуит

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»