Культура OLD
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Культура OLD
Культура OLD

Игра в историю

Матильда – творческий вымысел или осквернение памяти Николая ll?

Владимир Лактанов
3 мин
Кадр из фильма
Много статей написано в связи с выходом фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Гражданское общество разделилось на противников и защитников фильма, который еще не вышел на широкий экран.
Сторонники фильма утверждают, что отстаивают право художника на творческий вымысел, что полнометражный фильм – это не более чем, художественное произведение и только.
Противники фильма, среди которых большинство православных верующих и сторонников возрождения русской монархии, поднимают вопрос об осквернении памяти святого страстотерпца последнего русского царя Николая II.
Проблема, в какой степени художественное произведение может быть вымыслом, а в какой степени достоверно оставим искусствоведам. Но в связи с этим хочу отметить, что в искусстве принята истина – если документальное произведение, то ни на йоту не допускается отступления от реальных дат и фактов, если художественное произведение то – в данном случае призывают «творческий замысел».
Если бы Алексей Учитель в своем фильме использовал абстрактный персонаж царя (например, Альберто за номером 1,2,3...) не ведомо какого государства, события развивались, то ли в XVIII, то ли в XIX веках, никакой шумихи вокруг фильма не было бы. Фильм посмотрели как сторонники «права творца на вымысел», так и православные люди. Как восприняли бы? Одни, как бытовую драму, другие – как сказку или индийское кино.
Но, в начале трейлера фильма «Матильда» идут титры «Основано на реальных событиях», «Их встреча изменила Россию», «Страсть стала легендой».
В связи выходом «Матильды» хочу вспомнить два фильма, которые вышли сравнительно недавний исторический отрезок времени и ни каких дискуссий не вызвали.
В Фильме «Сонька золотая ручка» режиссера Виктора Мережко (2006 г.) воровка и аферистка Шейндля-Сура Соломониак (таково настоящее имя Соньки) не только главное действующее лицо фильма, но и настоящая «героиня». Сонька – умница, красавица, изысканная, шикарно одетая, дама. Какая же девушка откажется стать столько блистательной красавицей, вхожей в светские салоны? Ну, подворовывала Сонька, оставляла людей без средства к существованию, порой отцы семейства пускали себе пулю в лоб (исторический факт), осознав, что оставили жену и малолетних деток в полной нищете. Но это, же осталось за кадром (как-то так случайно получилось). Главное – воровать весело, играючи, с задором и выдумкой.
Фильм «Наше счастливое завтра» режиссера Игоря Копылова (2017 г.) повествует нам о жизни цеховиков в бытность Советского Союза, сюжетную составляющую о личных взаимоотношениях главных героев я сознательно оставляю за рамками статьи.
В советское время цеховики, ведущие подпольный бизнес, ворочали миллионными оборотами.
Откуда у них сырье, оборудование, грузоперевозки? Конечно, это то, что украли (сэкономили, так сказать) у государства. Налоги в казну? Ой, шутите, наверное! В фильме показано противостояние умных (читай продвинутых), благородных цеховиков и работников ОБХС, которые ловят на махинациях этих самых одаренных воров.
Я даже не пытаюсь оценить профессионализм режиссеров и актеров (в данном случае речь не об этом), но в обоих случаях идет подмена понятий морали и смещение психологических установок. Номер прошел, как говорят, извините за грубость, «пипл схавал», а тот кто «не схавал» остался не услышанным.
Фильм «Матильда» задел Православную церковь и, те слои гражданского общества, которые способны за себя грамотно постоять.
Уже предчувствую вопрос: «Что вы придираетесь? Красивые актеры, красочные декорации, зрелищные сцены, прекрасные костюмы. Что еще нужно? Смотрите фильм, и вяжите носки перед телевизором».
Да, фильмы удачные по художественному решению, но вспоминаю библейское изречение «бойтесь данайцев, дары приносящих».
Нам предстоит долго пожинать подобные «дары».
Представьте себе, что подросток 15-17 лет, недостаточно знающий русскую историю, посмотрел фэнтези-фильм «Матильда» с порноактером в главной роли и принял действо за «чистую монету».
Он, повинуясь еще бурной детской фантазии, вполне может задать вопрос «если царя играл порноактер, может и сам царь того … ну этого, а царица вон чего – ведьмачкой была».
Простой ответ «нет, не была» в конкретном случае не поможет. Поэтому вооружайтесь историческими выкладками, чтобы аргументировано отстаивать обратное, работа предстоит большая.
А теперь откройте шире глаза и читайте вдумчиво, я сейчас продемонстрирую вам, как действует подмена понятий и легкий шелест от передергивания фактов:
ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Николай Кирпонос – командующий Юго-Западным фронтом в 1941 г. Погиб при выходе из окружения.
Сидор Ковпак – руководители партизанских соединений.
Алексей Федоров – руководитель партизанских соединений.
Александр Сабуров – руководитель партизанских соединений.
Трофим Строкач – руководитель Украинского штаба партизанского движения.
Андрей Мельник – руководитель направления ОУН.
Степан Бандера – руководитель направления ОУН.
Ярослав Стецко – глава украинского правительства, созданного во Львове 30 июня 1941 г.
Роман Шухевич – Командующий УПА
Иван Кожедуб – летчик, трижды Герой Советского Союза.
Движение Сопротивления – антифашистское национально-освободительное движение в годы Второй мировой войны против оккупантов.
На территории Украины в годы войны было три течения сопротивления: советское, национальное и польское
Цитата взята из украинского ресурса «лекции.орг». Вот так к героям Советского Союза присоединили «хероев» ОУН-УПА. В одном ряду с Иваном Кожедубом, летчиком и трижды Героем Советского Союза оказался совсем не вдруг Роман Шухевич, командующий УПА.
Абсолютно не смешно.
Потому что далее по логической цепочке следует: к победам Красной Армии причастны участники ОУН-УПА. Были победы ваши (СССР) одним росчерком пера стали наши (ОУП-УПА).
Возвращаясь к фильму «Матильда», хочу сказать, что я воспринимаю его, как мину замедленного действия в информационной войне против русского мира. Если у читателей есть другие соображения – опровергайте, но с аргументированными выкладками. Я за право творца на вымысел, но в рамках художественной правды.
темы
культура
общество
кино
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин