Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Государь и его бабы

На экраны вышел скандальный фильм о добрачной жизни последнего русского царя

Андрей Карелин
30 октября, 2017 10:00
12 мин
Вот и свершилось! «Матильда», так долго вызывавшая искусственно нагнетаемую истерику народных масс, завершает первый прокатный уик-энд.
Картина с 40-летним немецким актером Ларсом Айдингером, сыгравшим роль юного наследника русского престола Николая Александровича Романова, рисковала остаться незамеченной.
Но примерно год назад депутатом Госдумы Натальей Поклонской был начат глобальный «film promotion». Рекламная компания, умело построенная на стравливании либеральной и консервативно настроенной части населения, обрекла ленту на бешеную во всех смыслах этого слова популярность.
Первый раз в истории отечественного кинематографа художественный фильм стал краеугольным камнем вручную созданного противостояния народных масс.  
Адепты Николая II, состоящие из числа бывших коммунистов и комсомольцев, пионеров и октябрят, были готовы жечь и взрывать кинотеатры, осмелившиеся включить «Матильду» в прокатный репертуар.
«Либерасты», напротив, отстаивали право художника на свободную трактовку исторических фактов и здоровый вымысел. Удостоенная премий и наград творческая интеллигенция, как всегда, болталась в проруби, тихо и невнятно предлагая дождаться демонстрации картины.  
Дата премьеры, символично назначенной на революционные октябрьские деньки, приближалась.
В воздухе пахло напалмом. Казалось, еще чуть-чуть и Поклонская, вменяющая Алексею Учителю оскорбление чувств верующих и осквернение образа канонизированного русского самодержца, пойдет брать на приступ Генеральную прокуратуру со стотысячной армией царебожников, которые подписались за признание фильма экстремистским.
Но, похоже, от стенаний Поклонской с иконой Николая-Страстотерпца настолько устали все, что даже у главного блюстителя законности в стране — генерального прокурора России Юрия Чайки — не возникло желание принимать крайние меры.
Позиция властей понятна: есть люди, которые ратуют за неприкосновенность образа канонизированного Государя. Но ведь есть еще и те, кто порвет за предложение вынести и похоронить Ильича. Эти слои населения взаимно интегрированы. Многие «топят» против выноса Ленина и обеими руками за святость Николая! Как быть? Соблюдать нейтралитет.  
Экстремизма в фильме Учителя не нашли. Не обнаружилось в нем, по мнению прокуратуры, и пресловутого «оскорбления чувств верующих».
А что же в нем есть?
В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты интернет-издания «Русская Планета» отправились на просмотр вдвоем. Страхуя, так сказать, друг друга.
Один из нас смотрел фильм с позиций прожженного «либераста». Второй надел ватник и вошел в образ Полиграфа Полиграфовича. Симбиоз наших мнений должен был лечь в основу рецензии о самом скандальном фильме 2017 года.
Некоторая настороженность возникла после первых же минут просмотра, когда из-за козней недоброжелателей Матильде пришлось крутить фуэте на сцене императорского театра с обнаженной грудью.
Августейшие особы, созерцающие эту картину из царской ложи, впали в полуобморочное состояние. Наследник престола пребывал в нем до конца фильма.  Начиная с этого момента всё напоминало собачьи бега, в которых балерина получается эдаким кроликом, который всех заставляет бежать. 
Бежит за нею сам наследник русского престола, обещающий девушке светлое будущее в балете в обмен на «любезности». 
Бежит его маменька, императрица Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте), силящаяся не допустить союза венценосного отпрыска с нимфеткой и радеющая за будущее короны Российской Империи. 
Бегут соперницы-балерины, норовящие «подсыпать стекла в пуанты».
Однако ноги Матильды и без того кровоточат от попыток «прокрутить» 32 фуэте кряду, чем пользуется принцесса  Гессен-Дармштадтская — будущая императрица Александра Федоровна (немецкая актриса Луиза Вольфрам). Она крадет окровавленные пуанты и пытается с помощью магических практик придворного оккультиста Фишеля (актер Томас Остермайер, ФРГ) положить конец интрижке перспективного жениха.
Ни стремительность этого «эротического марафона», ни роскошь костюмов и декораций не спасают фильм, в котором нет интересных характеров, перипетий, неожиданных поворотов сюжета или конфликта, который мог бы помочь персонажам раскрыться, вызвать сопереживание, понимание, любовь зрительской аудитории.
Образ Матильды Кшесинской, который, по идее, должен быть краеугольным камнем картины, вызывает лишь разочарование. Она несимпатична. И вопрос не в женской красоте польской актрисы Михалины Ольшанской. На экране вовсе не талантливая балерина, а «женщина, удивляющая своей доступностью».
Она заигрывает с наследником престола, а еще с директором Императорских театров Иваном Карловичем (Евгений Миронов). «Вдогонку» Матильда «пошаливает» с великим князем Андреем Владимировичем (Григорий Добрыгин), за которого, согласно исторической правде, она впоследствии и выйдет замуж, дожив до 99-ти.
Будущая императрица Александра Федоровна, предстала в отталкивающем образе немецкой бухгалтерши, которая, со слов будущей свекрови, обладает дурным вкусом, но бьется за жениха, прибегая к услугам «мага и чародея». Ее линия навевает одну лишь мысль: кого только не заносило в наши края?
В Матильду влюблен одиозный «поручик Ржевский местного розлива» — граф Воронцов. Его роль сыграл Данила Козловский, воплотивший год назад образ князя Владимира в фильме «Викинг» — в той самой картине, где креститель Всея Руси предстал перед аудиторией в амплуа блюющего себе под ноги насильника женщин. Впрочем, такая странная интерпретация жизни равноапостольного князя ничуть не покоробила религиозные чувства православных людей.
В «Матильде» Даниле Козловскому досталась куда менее интересная, но тоже не лишенная режиссерского юмора роль «опереточного влюбленного». Он врывается в покои, где Государь проводит время с Матильдой, и дает августейшей особе… зуботычину. При этом ведущего дознание начальника сыскной полиции Власова больше всего на свете тревожит, учинил Воронцов сие безрассудство, покусившись на жизнь Николая или же из ревности? Наказание за покушение – виселица. А за любовь могут сохранить жизнь. Весьма странная позиция для полицейского. Еще более нелепым выглядит молчание со стороны воздыхателя балерины.
Линия Воронцова восходит к вершинам «научного идиотизма». Поклонник молодой балерины бросает семью, его жена сводит счеты с жизнью. Но герой Козловского настолько любит балерину, что не смеет с ней даже заговорить, а просто дарит букетик после каждого выступления. На допросе о своих чувствах к Матильде Кшесинской он, опять-таки, никому не рассказывает, из-за чего до конца фильма сидит в аквариуме под водой, периодически извлекаемый на поверхность всё тем же неутомимым экспериментатором – оккультистом-психиатром Фишелем.
Оказывается заезжий «пионер карательной психиатрии» разрабатывает «уникальный метод погружения в транс», во время которого даже самые стойкие рассказывают правду, как на духу. Вот только зачем? Ведь на вооружении Тайной канцелярии была русская «дыба», развязывавшая языки не хуже.
Кстати, какую правду хотят выбить из ополоумевшего от любви к балерине Воронцова? Антигосударственный заговор? Создание первого подпольного реввоенсовета? Ни науке, ни авторам картины, ни тем более зрителю, это, увы, так и не становится известно.
Фильм может неслабо «доставить» сотрудникам ФСО или даже стать учебным пособием «как не надо»: императорская охрана изображена в картине сборищем комедиантов. Взять хотя бы сцену, в которой отражен исторический подвиг Императора Александра III. Его роль блестяще сыграл Сергей Гармаш.
В момент крушения поезда, произошедшего из-за внезапно появившейся на путях телеги, охрана вовсе не торопится помочь государю, удерживающему на своем горбу крышу рухнувшего вагона. Жандармам куда важнее сначала пристрелить лошадь, «навалять» ямщику, а уж потом вытащить батюшку-царя из-под обломков.
Всё всем простив, прикованный к инвалидному креслу Александр III успевает благословить Матильду и Николая, которых маман застукала в постели. Ники, представ перед отцом, неумело врет, выдавая любовницу за княгиню. Он вообще всю дорогу врет. Отцу, матери, любовнице, невесте – не наследник престола, а застенчивый Альхен, уровень инфантильности которого дает фору Петру III.  
Впрочем, тому хотя бы «видеть развод солдат во время парада доставляло гораздо больше удовольствия, чем все балеты». Николаю Александровичу напротив – похоже, нравились балеты и балерины больше, чем парад солдат…
Похоже, Учителя осенила, действительно, не слишком хорошая с точки зрения кинодраматургии идея снимать картину об очень спорной и мало для кого святой исторической персоне. Фильм – не учебник истории. И режиссер, создающий «свою систему координат», не обязан с документальной точностью воссоздавать образ последнего русского царя, которому кто-то записывает на «баланс» небывалый экономический и демографический рост России, а кто-то припоминает «Кровавое воскресенье», втягивание страны в никому не нужную Первую мировую войну и малодушное отречение от престола.
Но ведь и киношного героя, вызывающего гордость, уважением, сострадание или хотя бы минимальную симпатию из последнего царя не вышло.  Люди, покидавшие зрительный зал, не оказались покорены, «заворожены» сюжетом или характерами, влюбившись в которые, хочется встретиться с ними вновь.
«Фильм, который стоит посмотреть лишь один раз» - это не это ли самый горький и беспристрастный вердикт для «Матильды»? А ведь предыдущая лирическая история Учителя — кинокартина «Восьмерка», рассказывающая о лихих девяностых, была куда понятнее, пронзительнее, ближе... теплее.  
Есть ли хоть кто-то, кто вызывает любовь или хотя бы сострадание в этой истории? Да! Русский народ, который показан как бесконечная процессия людей, вынужденных плестись вдоль «государева паровоза» и приветственно махать едущему на венчание царю.
Многое ли поменялось с той поры? Сегодня мы плетемся вдоль «Гелендвагенов» и машин с «синими ведерками» на крыше, в которых едут нувориши или народные избранники, отвлекающие наше внимание от пенсий, выросших аж на 222 рубля, стравливанием народа на почве «серьезной идеологически-исторической дилеммы» — женился государь девственником или наоборот?
И всё же, в фильме есть запоминающийся момент, от которого на глаза наворачиваются слезы. Происходит это в самом финале, когда простой русский малыш бежит за телегой, неспешно едущей по Ходынскому полю и пытается разбудить мать.
Мать мертвую… погибшую в давке за пряником с «царского свадебного стола»:
— Мама… мама…
Недоуменно посмотрев ему во след, Государь подожжет фитиль и грянет фейерверк. Телегу с мертвой женщиной и бегущего за ней мальчугана озарят вспышки невиданной красоты салюта.
— Мама, слышишь? Я домой хочу, мама…
Где же он – этот дом для маленького русского человека, беспомощного перед небожителями и в те, и в эти времена? Да уж ясно, что не в прошлом, где раздается эхо царских балетов и фейерверков. Но и не в будущем, где нас, похоже, ожидают баталии на фоне искусственно разжигаемой социальной розни.
Такая история.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ