Новости – Культура
Культура
Дзен Такаси Мураками
К закрытию проекта «Будет ласковый дождь» В Музее современного искусства «Гараж» издан каталог выставки под редакцией куратора Екатерины Иноземцевой
27 февраля, 2018 16:00
7 мин
Выставка Такаси Мураками, на подготовку которой ушло без малого два года, имела оглушительный успех у публики.
Экспозиция, которая состояла из пяти глав-разделов и занимала почти все здание «Гаража», прослеживала связь искусства Мураками с сюжетами классической живописи, массовой культурой Японии, последствиями ядерной катастрофы 1945 года и культурой отаку.
Мураками – необычный представитель современного искусства. После изучения традиционной японской живописи нихонга он представляет на суд публики одно за другим произведения поп- арта, которые включают и приемы нихонга, и элементы, свойственные аниме.
Его творчество находит много поклонников и вызывает интерес во всем мире как новая японская культура.
Эксперты констатируют, что Мураками как никто другой передает миру ту прелесть, которую аниме унаследовало от японских традиций.
«Мое поколение первым выросло на манге, аниме и токусацу, и сегодня, оглядываясь назад, я мог бы выделить четыре основных направления отображения ядерной угрозы в японской визуальной культуре последних 50 лет», - пишет в аннотации к каталогу Мураками.
«Вне всяких сомнений, в культуре аниме отрефлексированы не только и не столько поражение Японии во Второй мировой войне и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, но период восстановления страны. Однако не вполне верно расхожее мнение о том, что аниме было сформировано исключительно под влиянием этих событий. Я видел множество аниме и токусацу и не могу сказать, что образы в этих фильмах — явные метафоры ядерного оружия.
Когда я учился в начальной школе, основным полигоном для испытаний был Тихий океан, и учителя предупреждали нас (как будто они были истиной в последней инстанции): «Осторожнее, дождь может быть опасным. Осадки смешаны с радиоактивным пеплом. Берегитесь, иначе выпадут волосы». Мы росли и воспитывались в этой реальности.
В принципе, аниме, изображавших ядерную войну как таковую, существует очень немного. Среди них — выпущенный в 1982 году фильм «Война будущего, год 198Х», показывающий тотальную ядерную бойню. Художник Нориеси Орай, представитель так называемого реалистичного направления в аниме, создал огромный имиджборд, посвященный постепенной гибели мира.
Авторы и зрители аниме зачастую не были очевидцами атомных бомбардировок и ядерных испытаний в Тихом океане — они обладали только опосредованным опытом. И поэтому так важно оказалось воображение каждого из них в представлении катастроф.
Именно фантазия рождала нешуточный страх, стимулировала ощущения очевидца, которые каждый из зрителей мог почувствовать, глядя на экран.
Наступил XXI век. Казалось бы, конец света отменен. Но вот 11 сентября 2001 года на США была совершена серия террористических атак. Мироощущение изменилось: все — и японцы, и американцы — поняли, что несчастья и катастрофы могут быть наднациональными. И это осознание стало основой для некоего равенства и даже единства, в котором — вот парадокс — можно ощутить себя счастливым.
Счастливым перед неизбежностью беды. Принятие и глубокое проживание травмы — органические качества японской культуры. И сегодня, когда биполярный мир холодной войны разрушен, а страх перед терроризмом усиливается с каждым днем, умение пережить травму, отрефлексировать ее — становится одним из ключевых для выживания навыков.
Также, в рамках выставки, научный отдел Музея «Гараж» составил подборку литературы о творчестве Мураками и японском современном искусстве в целом.
Такаси Мураками «Осьминог, пожирающий собственную ногу»
Персонаж из вселенной Такаси Мураками, - Осьминог был создан к одноименной выставке в Музее современного искусства Чикаго в 2017 году.
Название книги отражает концепцию проекта, а осьминог, занятый поеданием себя, как поясняет сокуратор проекта Майкл Дарлинг, — представляет метафору современной Японии, затрачивающей невероятные усилия в попытках вписаться в современный вестернизированный мир и тем самым «приносящей саму себя в жертву».
Кроме того, Мураками, предложивший подобное название, иронизирует над самим собой. В родной стране, по словам Дарлинга, его искусство воспринимается критически и для художника подобная ирония выглядит вполне уместным в этой ситуации жестом самодистанцирования. Выражаясь языком биологии, осьминог осуществляет акт самоканнибализации в ситуации стресса, нередко под действием вирусов или бактерий. Но щупальце регенерирует, и жизнь пойдет своем чередом
«В типичной для Мураками манере мы обратились к старинному японскому фольклору», — комментирует Дарлинг замысел чикагского проекта, — «как средству рассказать о Японии современной и урбанизированной, а также о современной живописи, которой занимается художник уже более трех десятилетий».
Такаси Мураками «Энсо»
Энсо — каллиграфический символ в виде окружности, обозначающий в дзенской традиции просветление, Вселенную, ничто.
В последние годы этот символ стал одним из самых частых мотивов в работах Такаси Мураками, и в 2015 году в Токио состоялась выставка, на которой художник представил свою интерпретацию этого знака. Минимализм его энсо может немного разочаровать или, наоборот, стать сюрпризом для тех, кто привык ассоциировать Мураками с яркой, многослойной и многофигурной живописью.
«Кисть художника должна жить своей жизнью и двигаться без «жадности и желания», — пишет Мураками в предисловии к изданию. И, как художник подчеркивает далее, ему удалось достаточно близко подойти к подобному состоянию, что позволило создать корпус этих работ.
Помимо энсо Мураками интересует история дзен-буддизма в целом, а особенно — фигура Дарумы (Бодхидхармы), одного из основателей этого религиозного учения.
В серии работ, изображающих отрубленную руку, Мураками обращается к истории монаха Эки, которую тот в знак признания преподнес Даруме как своеобразную жертву и подтверждение своего намерения пройти все испытания, необходимые для изучения дзен.
В каталоге опубликована статья Мари Хасимото, в которой подробно рассказывается об истории дзен-буддизма, его становлении в Китае и Японии и его связи с энсо — начиная с мифа о лотосе и заканчивая влиянием философии дзен на бит-поколение и современное сознание.
Каталог выставки Такаси Мураками, прошедшей в 2013 году в Сеуле
Кроме полной фотосъемки экспозиции он содержит три сопроводительных текста. Автор первого, куратор выставки Ан Соен, пишет о снисходительном отношении западного искусства к не-западному, а также о все нарастающем желании многих художников, в том числе Мураками, изменить status quo.
Соен изучает мир и мифологию Мураками, их истоки, пути развития и основных героев, находя в них точки пересечения с западной культурой, в том числе с «бессмыслицей» кэрролловской «Алисы в Стране чудес», прямой отсылкой к которой является название выставки.
Искусствовед анализирует предложенное Мураками понятие «суперплоскость», его происхождение и трансформацию в творчестве художника. Второй текст — интервью Такаси Мураками, в котором он более углубленно обсуждает темы, рассмотренные куратором в статье.
Третий текст принадлежит художественному критику Чунгву Ли и посвящен подробному исследованию двух персонажей Мураками: Мистера ДОБа и Мисс Ко2.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости