Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Деды воевали...

«28 панфиловцев», кадр из фильма
Кинообозреватель «Русской Планеты» - о нашумевшей премьере сезона
Андрей Карелин
27 ноября, 2016 18:15
12 мин
«Ты, товарищ, опоздал… ты на два года перепутал…»
В.Высоцкий
Премьера «28 панфиловцев» — фильма, снимавшегося по нынешним меркам рекордно продолжительный срок (с 2013 по 2015 год!), состоялась 24 ноября. Что мы увидели? Шедевр киноискусства, натуралистичные батальные сцены которого дают фору лучшим военным фильмам советских времен, или…
Не далее как месяц назад, министр культуры Владимир Мединский, говоря о панфиловцах, изрек: «Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего - это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, - мрази конченые».
Что ж! Ставить под сомнение подвиг людей, которые в ноябре 1941 года героически противопоставили свое личное мужество вероломству двух танковых и одной пехотной дивизии Вермахта, намерения нет. Но 6-я по счету экранизация заслуживает всестороннего рассмотрения.
Свет погас… И служебные титры картины оповестили 15 человек, собравшихся в 400-местном зале о том, что средства на создание фильма собраны всенародно.
Насколько же горячо было желание создателей картины претворить свои творческие планы в жизнь, если они, говоря по-английски, осуществили удачный «сrowd funding», а выражаясь простым русским языком, «перевернули кепку»? Такой поступок уже предрекает значимость проекта. Он сродни «Не могу молчать!». Пульс учащался в ожидании долгожданного «кинооткровения», но терзала загадка. Что же побудило обратиться к этой теме именно сегодня, на излете 2016 года?
Железная логика непреходящих законов искусства обязывает любого творца, будь-то сценарист или режиссер, затрагивая те или иные исторические события, говорить со зрителем о вещах, которые интересуют его не просто сегодня, а здесь и сейчас.
Хорошее историческое кино не может «просто напомнить» нам о том, что «деды воевали». В нелегкий период экономического кризиса, когда пришла пора «с перевернутой кепкой ходить между рядов кинозала», от такого фильма – волей-неволей! – ждешь, как минимум, интересных исторических открытий, удачной проекции на действительность, в конце концов, авторского посыла (эдакой умной подсказки насчет того, как теперь нам всем жить дальше, сберегая отцовско-дедовские завоевания, на которую не скупятся иные творцы).
В звучавших с экрана рассказах о толщине брони немецкого танка, тактико-технических характеристиках РПГ-40, эффективности действия ПТРД, уязвимых местах немецких бронемашин ничего этого не прослеживалось. Солдаты мастерили из досок деревянный танк и отрабатывали точный бросок гранаты в режиме «Демо», звучали «заставочные» бравурные, но не запоминающиеся речи-диалоги, выражающие общую готовность к схватке и, одновременно, ходульность персонажей.
Проскальзывал беззубый юмор, вроде рассказов о старушке, которая перепугалась, увидев на пороге «солдат-басурман». Сверкали на солнце ядовито-красные (видимо, для маскировки) планшеты и кобуры. Рылись окопы. Возникали «трудности перевода»: «А что с обедом-то?» - уныло спрашивал русский солдат украинского сержанта. — «Обід по меню!» — устало отмахивался тот. – «Что он сказал?» - робко переспрашивает третий. – «Говорит: «Помню про обед». Многозначительно взирали друг на друга, вращая глазами, застывшие в напряжении красные командиры всех национальностей, возрастов и мастей, выслушивая по телефону приказы руководства.
Рука, лежавшая на подлокотнике кресла, рефлекторно искала компьютерную мышь, чтобы нажать на экране клавишу «Action!». Но не было ни мышки, ни клавиши.
Хорошее кино, как и все хорошее на свете, «делается по любви», а не по «разнарядке». Это значит, что познакомившись с персонажем, зритель должен, если не полюбить его, то хотя бы проникнуться симпатией.
Так, на всякий случай! Чтобы затаить дыхание, когда персонаж окажется в эпицентре «опасной переделки», пустить скупую слезу, если его убьют, или порадоваться, если, «простреленный в шести местах», он будет туманным, но полным гордости взглядом окидывать поле, на котором упокоятся враги.
Для этого персонаж должен быть «живым до самой смерти». Явить набор интересных положительных черт, недостатков, уязвимостей, присущих каждому человеку причуд, странностей и других «полезных вещей». Никому не вредили оставшиеся «на гражданке» жены, дети, любовницы, воспоминания о которых «очеловечивали» образ, подчеркивали трагизм разлуки, ранения, затрудняющего возвращение домой, или гибели, делающей его невозможным.
Но героев, которых нам предложили создатели картины, любить было невозможно. И симпатий они не вызывали. Почему? Только лишь потому, что сценарист и режиссер сделали всё возможное для того, чтобы они были на удивление невыразительны и безлики. А еще — в большинстве своем безымянны. «Позывные» героев фильма 50-летней давности «Аты-баты шли солдаты…» можно вспомнить в любой момент и навскидку. Сочные и колоритные Свят, Балтика, Хабанера, Суслик и сейчас стоят перед глазами. О персонажах фильма «28 панфиловцев» забываешь сразу после того, как заканчиваются последние конвульсии бездарно выкроенного сюжета.
По воле авторов, 28 панфиловцев — это просто киномассовка, в которой внешне неотличимые друг от друга казахи и киргизы, политически значимые сегодня украинцы (сразу двое, второй – «контрольный»). И, конечно, русские, приготовившие для своих братьев ряд фальшивых и сложносочиненных фраз в стиле: «Сейчас деремся за Россию, поэтому мы все русские, когда будем за Казахстан биться, все будем казахами». Представить, что такую фразу в своей голове отыщет человек, который понимает, что идет на верную гибель, может только большой оригинал.
А тем временем на экране начался бой!
В создании многих современных российских кинолент о Великой Отечественной войне задействован широчайший диапазон средств, техники и «порождаемых» ею эффектов.
Но большинство из них не только не дотягивает до уровня упомянутых мною шедевров режиссера Леонида Быкова, где самым главным «спецэффектом» был даже не окровавленный лоскуток шинельки с орденом главного героя на березе, а уникальная палитра характеров и чувств, конфликтов и противоречий. На разработку бесчисленного количества этих нюансов, которые позволяют зрителю «влюбиться» в сюжет и его персонажей, у создателей «28 панфиловцев» за три года киносъемочного процесса не нашлось ни времени, ни краудфандинговых средств, ни желания.
В картине, где нет ни одного женского образа, есть только один известный зрителю актер – Александр Устюгов, но, в принципе, могло бы не быть и его. Есть масса прекрасных киноработ, в которых задействованы не то что неизвестные, а непрофессиональные актеры – люди с улицы.
Но… их создатели, в нелепой попытке «переформатировать» добротно закрепленные за более чем 100-летнюю историю киноискусства и 2000-летнюю историю драматургии, не камуфлировали очевидную ущербность своего творения грозными «упреждалками». Мол, у нас тут не «любовь-морковь», не «шырли-мырли» и даже не «аты-баты». Нет у нас времени на то, чтобы конфликты между героями выстраивать или противоречивыми оттенками хорошо проработанного характера удивлять. Смотрите, как покрывается трещинами броня немецких танков, как громко рвутся наши гранаты, как полыхает огонь. Испытывайте «саспенс» от того, как ввинчивались в воздух немецкие снаряды!
Саспенса не получается. Зато в какой-то момент начинаешь понимать, что пребываешь в состоянии нервного напряжения, фрустрации, которая свойственна для тех, кто подменяет для себя реальность участием в компьютерной игре. Недаром в титрах кинопроизводитель оповещает, что одним из ключевых партнеров проекта является компания-создатель компьютерной онлайн-игры «War Thunder».
Что ж! С этого, пожалуй, надо было начинать, предлагая зрителю посетить не фильм, а сеанс односторонней компьютерной игры, в которой новая разработка от War Thunder, облеченная в формат «полного метра», может делать с тобой, что хочешь, а ты с ней — ничего.
Или уж доработать проект, приобщив зрителей к процессу и предложив им разделиться на две группы, засесть в «танчики», надеть касочки, взяв гранат связочки. «Бахнем?». Уверен, кое-кто с удовольствием бы бахнул. Но зачем же подменять понятия? Кино – это кино. А «World of Tanks» — что-то немножечко другое.
Не ровен час — возразят! Мы, дескать, создали «суровое мужское кино» на святой идее. В нем русские и украинцы умирают плечом к плечу в бою с врагом! Да. Идея святая. Не спорю. Но устаревшая донельзя. Ведь сегодня, стравленные, мы умираем в боях друг с другом.
Отметив 75-летие героической схватки многонациональной дивизии панфиловцев, мы приближаемся к еще одной полукруглой, но не менее трагичной дате. Речь о том дне, когда в 1991 году, в Беловежской пуще, лучшие представители братских народов, сделали то, о чем мощный аппарат Госдепа США мог мечтать только в самых сокровенных рождественских снах.
И, к великому сожалению, оказалось, что многие наши вчерашние братья, вдруг перестали нам быть не то что братьями, а отказались оставаться даже троюродными сестрами. А те, кто сегодня с трибун декларирует «братство», по правде говоря, воспринимает это слово очень своеобразно. Как производное от глагола «брать», намекая при этом на то, что (в случае нехватки ресурсов!) могут связать себя «семейными узами», инкорпорировавшись в другую, «более процветающую семью». Как не вспомнить государя Александра III, говорившего о том, что у России есть только 2 друга – ее армия и флот.
Вернемся в мир кино. В чем же причина таких кинометаморфоз? В кардинально изменившейся системе киноиндустрии. Не погружаясь в детали, отмечу: 30 лет назад сценарист 1 или 2 года работал над сценарием фильма. А сегодня, все чаще, сцены кропаются на площадке, в запуске, пока режиссер и продюсер «дербанят» бюджет фильма. И считать зрителя за дурака, «скармливая» ему всё более и более примитивный «кинохавчик» — добрая традиция.
Деды воевали. Честь им и хвала. И превозмогая страх, умирая от ран, они вряд ли говорили тем пафосным и фальшивым языком, которым изъясняются герои предложенной нам компьютерной игры, с кучей статистов, под громким (но, бесспорно, святым!) названием «28 панфиловцев». Согласно репортажу фронтового корреспондента «Красной Звезды» легендарный политрук Клочков произнес перед смертью фразу: «Велика Россияа отступать некуда — позади Москва!».
Вполне возможно, это было так. Но даже если он вообще ничего не сказал, а крепко, по-русски, ругнувшись, взял свою связку гранат и бросился под танк, цена великого подвига этого бесстрашного русского человека и других панфиловцев, обративших вспять даже не реки, а танковые дивизии Вермахта, ничуть не меньше. Как и ничуть не больше от хлещущего пафоса художественная ценность новой киноверсии «28 панфиловцев».
Спасибо деду за победу!
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ