Новости – Культура
Культура
«Болотное» танго в Аргентине
«Симфония для Аны», кадр из фильма
На Московском Международном фестивале показали киношедевр о любви, смерти и репрессиях - «Симфония для Аны».
28 июня, 2017 17:15
4 мин
Почему до сих пор не создано ни одного фильма об адептах Навального или резидентах Болотной площади? Написание любой драмы или трагедии предполагает погружение персонажей в пограничное состояние, где им придется балансировать между жизнью и смертью, вызывая искренние симпатии аудитории.
Но можно ли написать сценарий, если его кульминация и следующий за ним катарсис будет сведен к эпизоду, когда пришел участковый и всех прогнал? Или когда главный герой истории, погиб, не дойдя 100 метров до постели жрицы любви? Бумага стерпит. А зритель? Смотря какой.
Рассказ об истории студентки Аны и тяготах, с которыми столкнулись ее близкие, невозможен без любительского экскурса в историю. После почти двух десятилетий изгнания в Аргентину, уставшую от смены военных правительств, к власти ненадолго возвращается полковник Хуан Перон — легендарный военный и политический деятель, искатель «третьего пути», человек, пытавшийся взять всё лучшее от капитализма и социализма и создать «общество справедливости».
Популизм! Да и только. Но разве не популистские идеи о равенстве и братстве порождают сильнейшую связь с национальным лидером? И разве не с его именем на устах готовы умирать молодые?
Ана и ее подруга Иса — две девчонки из аргентинского колледжа, которые настолько же далеки от политики, насколько все мы от Аргентины. Их любимым занятием является ими же придуманные состязания: каждый день влюбляться в нового мальчика! Мыслимо ли? Да какие мысли в 14 лет могут быть еще? Если, конечно, не найдется тот, кто заполнит юные головы политическим бредом о всеобщем равенстве вместо того, чтобы честно сказать, что мир испокон веков делится на богатых и бедных, власть предержащих и простой народ, живущий в условиях созданного кем-то и когда-то государства — аппарата насилия, принуждения и подавления.
Хороший фильм – это всегда история преображения одного отдельно взятого персонажа. Был рохлей – стал чемпионом мира по борьбе. Родился уродом – будь добр, победи на конкурсе красоты. Был простой девочкой, стань… нет, не Кончитой Вурст. Человек – существо социальное. И, пребывая в ситуации, когда все вокруг тебя делятся вовсе не на мальчишек и девчонок, а на правых и левых, играя в увлекательнейшую игру, в которой у ключевых игроков вместо навороченных игрушек политические программы, Ана вынуждена адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам по принципу: «Мой парень маоист, и я с ним “до кучи”!».
А уж если политическая активность окружающего тебя общества растет на фоне роста протестного негодования твоих товарищей и активного противодействия закручивающих гайки властей (как это и было в Аргентине, где после смерти Перона к власти вернулась военная хунта, занявшаяся терроризмом на государственном уровне), тогда остаться в стороне практически невозможно.
«Симфония для Аны», кадр из фильма
Простая 14-летняя девчонка Ана превращается в заправскую революционерку с капсулой цианистого калия в детском кошельке с изображением смешного котенка всего за пару лет. Печальным взглядом она наблюдает за тем, как одни друзья гибнут в результате бесперебойной работы государственной террор-машины, а другие бегут вместе с родителями в Бразилию, Испанию – подальше от массовых похищений, бессудных казней и пыток.
Впоследствии это будет названо историками «Грязной войной», длившейся с 1976 по 1983 год. Война, конечно же, закончится. Но жизнь Анны оборвется раньше. Ведь если заявлена ампула с ядом, то обязательно кто-то должен ее сжевать, вспомнив в последние минуты жизни, как хороши, как свежи были идеи, преданные всеми вокруг, кроме тебя.
А, собственно, почему? Только лишь потому, что хорошим качеством любого правильно ориентированного политического лидера, является способность вовремя умыть руки. Что и наблюдается. Кто же останется? Только лишь те, кто был заведомо втравлен в политические игры.
Так и случилось с Анной, потерявшей сперва возлюбленного, а затем и саму себя. Что же дает эта картина нам, людям, которые живут в 13 000 км от Буэнос-Айреса? Молодым – хорошо рассказанную историю любви о подростках, таких, какие они есть, а точнее – таких, какими они были и будут – с не ретушированными прыщами и заусенцами, с увлеченностью и верой в лучшую жизнь, с безудержной пылкой любовью и первым разочарованием в ней.
А взрослым? Всего лишь напоминает о том, что, погружая своего ребенка в ту или иную социальную среду, будь то песочница, школа или университет, мы не забывали в режиме 24/365 внимательно наблюдать за тем, что же там, в этой «песочнице», происходит? И кто насыпает в нее песок?
Как-то так.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости