Новости – Чистая Планета
Чистая Планета
Дети с ОВЗ чувствуют мир тоньше
Урок в школе ОВЗ. Фото: Алексей Совертков/ Русская Планета
Школьников с ограниченными возможностями здоровья интегрируют в общество при помощи уроков экологии
19 марта, 2016 07:00
10 мин
Для маленьких москвичей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ряде средних общеобразовательных учреждений столицы существуют специальные подразделения — так называемые Школы надомного обучения. С их помощью дети-инвалиды могут получать образование наравне со здоровыми сверстниками по индивидуальным учебным программам – непосредственно в школе или дома. Заместитель директора ГБОУ Школа № 1741 Западного административного округа города Москвы Татьяна Кизерман рассказала «Русской планете» о том, как именно обучаются дети с ОВЗ.
Татьяна Кизерман
Татьяна Кизерман. Фото: Алексей Совертков/ Русская Планета
— Ваша школа государственная или частная?
— Это государственное учреждение, образовательный комплекс ГБОУ «Школа №1741». В этот комплекс входят два детских сада, две школы и центр дополнительного образования. Мы с Вами сейчас наблюдаем за работой одного из структурных подразделений: школьное отделение №2 «Школа надомного обучения». Основной задачей данного подразделения является обучение детей с ОВЗ.
Конечно, большой комплекс дает больше возможностей. Совместные творческие мероприятия, мастер-классы, праздники, концерты, в которых ребята с ОВЗ принимают участие вместе с другими сверстниками, необходимы и важны. Дети учатся общаться, понимать и поддерживать друг друга.
— А таких школ, как ваши в Москве много?
— Раньше в Москве было 14 школ надомного обучения, для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство школ реорганизованы, они так же, как и наша школа вошли в состав образовательных комплексов.
— Каких детей вы принимаете в школу?
— В наше школьное отделение №2 «Школа надомного обучения» зачисляются дети на основании заключения врачебной комиссии, с учетом рекомендаций центральной психолого-педагогической комиссии. У нас обучаются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные образовательные условия.
— А как вы относитесь к инклюзивному образованию, когда детей с ОВЗ помещают в обычную школу?
— А мы и есть обычная школа. Когда в обычной школе удается интегрировать детей с особыми потребностями, это замечательно и правильно, и в этом большая заслуга учителя. Перед такими педагогами нужно преклонить голову.
Конечно, педагог инклюзивного класса — не просто педагог. Он должен быть высокопрофессионален, как специалист предметник, воспитатель, психолог, дефектолог. В инклюзивном классе ребенок-инвалид не должен «потеряться» на задней парте. Для детей с ОВЗ губительны равнодушие и жалость. Им необходимы понимание, поддержка, нужен особый подход и участие.
Но не все ребята могут стать частью большого класса. Многие имеют трудности в общении, социальной адаптации, особенности восприятия, серьезные проблемы со здоровьем. Для таких детей в данном подразделении мы и создаем необходимые условия, в которых они смогут реализовать себя.
Кстати говоря, многие дети, пройдя у нас 3-4 года обучения, свои проблемы преодолевают и уходят в большие классы. Мы этому, конечно, рады. Это значит, что мы сделали все правильно, помогли ребенку встать на ноги, преодолеть свои проблемы и дальше шагать в мир.
— У вас дети определяются в классы по возрасту или по заболеванию?
– В нашем комплексе обучаются дети с 1 по 11 класс. В каждой параллели организовано несколько классов небольшой наполняемостью (5-6 человек) на базе школьного отделения №2. В этих классах нет отдельной градации по заболеванию. В одном классе учатся ребята с разными заболеваниями (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с аутистическим спектром, с снижением слуха, неврологическими заболеваниями и т.д.). Основным критерием для комплектования детей группы является психологическая совместимость, особенности восприятия учебного материала. При необходимости дети обучаются индивидуально в школе или на дому.
— А сколько учеников у вас сейчас проходят обучение в школе и сколько из них обучаются на дому?
— В школьном отделении №2 «Школа надомного обучения» обучается 140 учеников, из них на дому учатся 10 ребят. Некоторые имеют индивидуальный график обучения. Например, два дня в школе, два дня дома. Мы стараемся максимально организовать занятия в школе, чтобы ребята имели возможность чаще находиться в кругу одноклассников и друзей. Это очень важно для ребят, у которых есть проблемы с общением, социальной адаптацией.
Урок в школе ОВЗ. Фото: Алексей Совертков/ Русская Планета
— Какие именно методики преподавания вы используете?
— Мы работаем по общеобразовательным программам с учетом Федерального государственного образовательного стандарта, используем адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, разнообразные педагогические технологии. Наши ученики, так же, как и все, выходят на государственную итоговую аттестацию, у них есть выбор: сдавать ее в щадящей форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен для детей с ограничениями по здоровью. — РП) или в стандартной ОГЭ (основной государственный экзамен. — РП), ЕГЭ. Большинство детей удачно сдают экзамены, поступают в вузы и продолжают свое обучение.
— Я знаю, что у вас есть и нестандартные занятия. В вашей школе детям преподается экология. Как к вам пришла мысль обучать детей по этой тематике, кто стал инициатором?
— Вопросы экологического обучения и воспитания важны. Необходимо учить ребят любить и понимать природу, окружающий мир. Особые дети мир чувствуют по-другому, по-особенному, как-то тоньше, наверное. Мы сотрудничаем со многими общественными организациями, которые помогают в обучении и социальной интеграции детей с ОВЗ. Одна из таких организаций «Национальный Экологический Порядок».
— А практические занятия по экологии у вас тоже есть?
— На внеурочных занятиях мы, конечно же, можем и практиковаться. В нашей школе который год подряд осуществляется проект «Помоги птицам». Учащиеся начальной школы с учителями и родителями делают кормушки, развешивают их в школьном дворе. В течение зимы ученики на прогулке наблюдают за птицами, подсыпают в эти кормушки пшено, семечки, подвешивают сало для синичек. Выполняют творческие работы. В прошлом году учащиеся 2 класса присоединились к Городской акции по подкормке зимующих птиц «Кормушка», которая проводилась в рамках Городской экологической программы «Дети и птицы».
Весной ребята с учителями занимаются озеленением прилегающей к школе территории: высаживают цветы, кустарнички. Учащиеся 4 класса под руководством учителя высшей категории Валентины Васильевна Петровой принимали участие во второй окружной экологической конференции младших школьников «Я люблю тебя, моя Москва» с защитой проекта «Москва — сиреневый сад». Ребята с экологической и эстетической точки зрения аргументировали преимущество использования сирени в озеленении Москвы. Конечно, высадили сирень около школы.
Учащиеся 3 класса принимали участие в ролевой игре «Если бы я был директором молокозавода». В ходе игры ребята обсудили, как отходы производства, сливаемые в реку, могут повлиять на экологическое состояние. Ребята разработали сооружения для фильтрации воды, бассейн для слива чистой воды и трубы для слива очищенной воды в речку. Построили макет из Лего, а практические опыты очищения воды выполнили с помощью лаборатории «Cornelson».
В 2015 году стартовал интегрированный проект: «Экскурсия по территории ландшафтного заказника «Тропаревский» для учащихся 7 – 9 классов. Под руководством группы педагогов ребята разрабатывают собственный экскурсионный маршрут по Топаревскому заказнику, создают свою карту. В парке есть очень красивое озеро, которое сейчас, к сожалению, начинает зарастать водорослями. Ребята обсуждают проблемы экологии и способы сохранения окружающей среды. Готовится защита проекта.
Такие занятия воспитывают любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства, бережное отношение к окружающей среде, формируют экологическую культуру подрастающего поколения.
—Видимо, все эти занятия проводятся не просто так, предполагается, что в дальнейшем некоторые дети захотят заниматься экологией профессионально? Вы готовите проект «Эколог — профессия будущего»…
— Мы только планируем запустить данный проект, сейчас мы его разрабатываем и обсуждаем. Думаю, что для многих наших ребят профессия эколога будет интересна. Они смогут найти себя в ней, принести людям пользу и состояться как личности. Мы будем очень рады, если некоторые выпускники в дальнейшем посвятят себя экологии.
— А дети уже говорили о том, что хотят посвятить свою жизнь экологии в дальнейшем?
— У нас есть выпускники, которые уже выбрали это направление после окончания школы.
— Насколько мне известно, у вас для местных жителей висит ящик НЭП, куда любой желающий может опустить сообщение о нарушении экологических норм. Он пользуется популярностью?
— Этот проект мы запустили в прошлом году, им занимается наш педагог высшей категории Елена Евгеньевна Винокурова. Наверное, не все жители района осведомлены о том, что существует организация, куда можно сообщить об экологических нарушениях. 19 марта в нашей школе состоится «День открытых дверей». Всех приглашаем! На встрече жителей района Тропарево-Никулино мы познакомим с возможностями нашей школы. Также мы расскажем родителям наших школьников и жителям района, что они могут оставить свое обращение для сотрудников «Национального Экологического Порядка» в ящике НЭП, расположенном в нашей школе. Далее активисты экологического движения будут рассматривать обращения и помогать в решении указанной проблемы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости