По состоянию на 4 июля 10:30
Заболевших674 515
За последние сутки6 632
Выздоровело 446 879
Умерло10 027
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Золотое кольцо — не Хургада, но в межсезонье его готовы бронировать»

Туроператоры попросили денег у государства, чтобы привлечь путешественников в Россию
Николай Дзись-Войнаровский
22 октября, 2014 20:57
7 мин
Туристы на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры во время тура по Золотому кольцу. Фото: Павел Смертин / ТАСС
Россияне перестали бронировать туры на Новый год, страну ждет рост количества самостоятельных путешественников, а количество туроператоров за год сократится на 30%. 22 октября исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе подвела предварительные итоги 2014 года, который запомнился крахом туристических компаний, а также санкциями и обвалом рубля, из-за которых многие россияне не поехали отдыхать за границу.
Россияне разлюбили заграницу
С середины октября 2013 года по середину октября 2014 года продажи туров по всем зарубежным направлениям снизились на 35%, причем 10-15% обусловлены исключительно подорожанием туров из-за ослабления рубля.
Единственные страны, спрос на которые сохранился примерно на уровне прошлого года — это Египет и Таиланд (последний — только в регионах за Уралом).
Все остальные дальние направления из-за колебаний курса стали для многих россиян недоступными — Куба, Мексика, США, Скандинавия (кроме Финляндии), Португалия, Швейцария, Франция. Спрос на них за год снизился примерно на 60%. Возможно, зимой ситуация изменится, так как некоторые из этих стран озабочены уменьшением числа приезжающих из России и подумывают над стимулирующими мерами.
Внутренний туризм растет
«Хотя Золотое кольцо — не Хургада по сервису, но в межсезонье и даже в зимний сезон многие готовы его бронировать», — сказала Ломидзе, комментируя рост внутреннего туризма.
Ожидается, что многим гражданам, так или иначе связанным с госслужбой, ограничат поездки за границу, поэтому «есть люди, которым еще не запретили выезд, но они уже морально готовятся и тренируются».
При средней стоимости тура в Европу около €1000 на одного человека поездка в пару городов Золотого кольца на 3–4 дня с одно- или двухразовым питанием обойдется в 10–12 тысяч рублей. Поэтому туристы предпочитают отдыхать внутри страны, руководствуясь не только политическими причинами, но и экономическими.
Россияне перестали покупать поездки заранее
Бронирования в этом сезоне почти нет. Россияне стали настолько осторожными и бережливыми и потому настолько сократили время планирования, что пока даже не набралось достаточно статистики, чтобы сказать, какие направления будут популярными на Новый год.
Майя Ломидзе. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ
Майя Ломидзе. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ
На ноябрьские праздники картина более-менее ясна. Если спрос на туры в межсезонье в целом упал относительно прошлого года на 35–40%, то на праздничную ноябрьскую неделю он снизился только на 25%. Два наиболее популярных направления — Египет и экскурсионные туры по Европе (Чехия, Италия, Испания). Объединенные Арабские Эмираты передвинулись с третьего на пятое-шестое место.
Можно распознать туроператора на грани разорения
В марте 2015 года компании подадут заявки на внесение в единый федеральный реестр туроператоров, и тогда можно будет сделать вывод, как кризис повлиял на отрасль. АТОР ждет, что количество фирм сократится на 30%.
По мнению Ломидзе, для визовых стран тур можно считать «горящим» (то есть таким, который надо продать побыстрее даже со скидкой, иначе потом просто не хватит времени для оформления документов, и он «сгорит») за 2 недели до отъезда. Если тур объявляется «горящим» за месяц — этот повод отнестись к компании с недоверием и не покупать тур. Многие туроператоры на волне банкротств в отрасли предлагают покупателям дополнительные страховки, которые, например, покроют ущерб даже при разорении оператора во время отпуска. Правда, стоят они до 7% от суммы тура. Это дороже, но и надежнее широко распространенной страховки от невыезда.
Для вывоза туристов разорившихся компаний используются средства ассоциации «Турпомощь», которой перечисляют деньги все туроператоры. Сейчас правительство рассматривает поправки в закон о туризме, предусматривающие увеличение взносов операторов в «Турпомощь», чтобы гарантировать наличие денег на эвакуацию клиентов из-за границы, если какая-то из компаний разорится.
Россияне распробуют самостоятельные путешествия
Еще одна тенденция: из-за кризиса прямые авиарейсы из регионов будут сворачивать — соответственно, многим придется летать на отдых через Москву, что приведет к росту цен на путешествия.
В итоге подорожание приведет к увеличению количества россиян, путешествующих самостоятельно. Индия, Таиланд, Индонезия, Бали — там отток из организованных туров в самостоятельные путешествия будет виден сильнее всего.
Туроператоры попросили 2 млн рублей у государства
На совещании у вице-премьера Ольги Голодец в начале сентября туроператоров попросили сформулировать до конца месяца свои предложения, как государство могло бы поддержать фирмы, которые переориентируется с выездного на внутренний туризм.
%PART%
Туристы фотографируются в Парке Победы на Поклонной горе. Фото: Александра Краснова / ТАСС
Туристы фотографируются в Парке Победы на Поклонной горе. Фото: Александра Краснова / ТАСС
Первое предложение — если компания готова представить бизнес-план по развитию внутреннего туризма и готова взять на это кредит в банке, то государство может выступить гарантом перед банком.
Туристический бизнес считает, что около четверти нынешних выездных туристов можно переориентировать на отдых в России, и в принципе готов вкладывать деньги в это, например, в развитие местных лыжных курортов.
Второе предложение — выдать 2 млн рублей тем туроператорам, которые организуют ознакомительные поездки западных бизнесменов из сферы туризма в Россию. Это помогло бы привлечь больше иностранных туристов в Россию. По словам Ломидзе, за год огромную Россию посещают 5 миллионов иностранных туристов, тогда как маленькую Францию — 70 миллионов.
Правительство пока ничего не ответило.
Надеемся на въездной туризм
АТОР прогнозирует, что по итогам 2014 года количество иностранных туристов в Россию упадет на 35%, в основном за счет сокращения потока из США и Европы — самых доходных направлений.
Число туристов из Китая вырастет на 15%, но это не перекроет отток американцев и европейцев.
В российском бизнесе модно переориентироваться на Азию, но для турбизнеса Азия сейчас интересна как источник туристов, а не как место отдыха россиян. Россия интересна прежде всего Корее, Гонконгу и Сингапуру. Очевидные хиты въездного туризма — это Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо и Алтай. Менее очевидный хит — это Транссиб. Поездка на поезде через всю страну дорога, но уникальна, так как железнодорожных маршрутов такой протяженности, какие могут быть в России, больше нет нигде.
Когда уже снизятся цены?
Каждый, кто пытался отдыхать на Селигере или в Сочи, знает, что отдых в России порой намного дороже европейского. Однако если турфирмы массово переориентируются на внутренний туризм, то из-за усилившейся конкуренции цены могут наконец снизиться.
темы
7 мин