«Золото на пирожных — это с жиру»
5 мин чтения
Олег Зотин нарезает сусальное золото. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

Олег Зотин нарезает сусальное золото. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

«Русская планета» побывала в мастерской позолотчиков из Омска

В мастерской позолотчиков Зотиных холодно — батареи не работают. Помещение напоминает склад забытых вещей. Чего только нет — инструменты, старые самовары и швейные машинки, доски, железные рамки, оклады, покореженные иконы и даже огромное распятие.

– Недавно выселили, — объясняет Олег Зотин, основатель династии позолотчиков. — Раньше-то в Кресто-Воздвиженском соборе, в удобной мастерской размещались, а сейчас в пристройке  к храму Иконы Божьей матери место нашли. Ремонт надо делать.

Кризис у позолотчиков чувствуется. Впрочем, связан он не с денежным курсом, а с политическим:

– Раньше другой губернатор был, Леонид Константинович Полежаев, так он строил — 200 храмов за 20 лет! Работы было! А сейчас два года доделываем то, что не доделано, да реставрируем.

Династия небольшая — Олег Владимирович и его 25-летний сын Алексей.

– Я не художник, — рассказывает о себе отец. — Самоучка. В 80-м году пришел из армии, брат позвал — поехали в Москву, поработаем. Он и художник, и актер, и священником одно время был. Ну, я подсобником, то там, то здесь. Не идет. А как сусальное золото увидел — понял, мое. Осваивать, конечно, пришлось долго — материал тонкий, нежный. Но за несколько лет мы с бригадой объездили и Томск, и Кемерово, и Новосибирск, в Троицком соборе Александро-Невской лавры работали.

– Теперь художником себя чувствуете?

– Да какой я художник… Работа наша ремесленная — восстановление резьбы, покрытие сусальным золотом.

Олег Владимирович осторожно укладывает на мягкую подушечку книжечку из пергамента 10 на 10 сантиметров:

– Вот оно, золото! — шепчет без особого благоговения, распахивая первую страничку.

И ничего такого там нет — обычная золотинка, в такие конфеты заворачивают.

– Дорогая конфетка-то будет, — хохочет мастер. — Золотинка по толщине — одна миллиардная метра, весит 1,5 грамма.

Олег и Алексей Зотины. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

Олег и Алексей Зотины. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

– И потрогать можно?

Зотин легко хлопает по моему любопытному пальцу:

– Не стоит. На него и не дышать лучше, быстро скукоживается. Вот в такой книжечке 60 листиков, расковываются в полметра квадратных. Это очень чистое золото, дорогое. Из двух килограммов обычного получается всего 45 граммов.

– А как же вы с ним работаете — тонкое, не ухватишься…

– Лапка специальная есть — лампензель, если  по-научному, — обстоятельно докладывает Олег Владимирович. — Но мы сами их делаем из беличьих хвостов, надежнее так. Режем золото ножиком специальным сколько надо, кладем, лапкой раскатываем. Ну, до этого, конечно, работа большая подготовительная. Вот на Свято-Успенском сначала медь шкурили, потом грунтовки 23 слоя положили, тоже отшлифовали, лаками разными покрыли. Клей очень важен — «мордан» называется. Раньше его вручную делали, у каждого мастера свои секреты. Сейчас его изготавливают на производстве. Купол можно покрыть за полтора-два месяца, не считая подготовки, но, сколько простоит — уже от секретов мастерства зависит. На Успенском соборе работали, сроки ограничены, купол только сделают — сразу готовишь. Сутками не уходили. Хотя работа-то у нас вредная — золото полезно, а лаками дышать не рекомендуется. Ну, что сделаешь — сами выбрали. Работаем мы сноровисто. Все омские храмы — наши. Помню, три огромных иконостаса позолотили за месяц, а их резали только около года.

– Нет, самый срочный заказ, папа, был, на памятнике жертвам чернобыльской катастрофы, — напоминает Алексей. — Привезли, сказали, чтоб через четыре часа золотую ленточку сделали. Мы прямо там палатку поставили — клей варить, сушить. На драмтеатре тоже нужно было быстро-быстро буквы позолотить на мемориальной доске.

– Правда в песне поется: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал…»?

– Ну, насчет того, как часто Господь нас замечает, не скажу, — мастер перекладывает старые иконы. — А золото — металл дорогой, но надежный. Кислотные дожди даже выдержать может. Боится только ветра с песком — вмятинки остаются, все же мягкая материя.

Только не все купола золотом кроют. В Кремле все золотое, и через каждые 30–40 лет обновляется. А кто победнее, тот другую технологию использует. Сейчас такие платины из нержавейки делают с золотым напылением! Тоже красиво, невооруженным глазом и не заметишь, что это не золото. Потом тускнеет, конечно. У нас вот в Омске мимо церквей едешь, видишь, купола на солнце квадратиками блестят — это и есть сусальное золото.

– А почему просто покрасить-то нельзя?

Мастер только смотрит с легким презрением. Переводит тему:

– Вот киоты, иконы — это я на реставрацию взял, тоже тонкая работа, это же не ровный купол — резьба, листья. Делать-то быстро — 3–4 часа, а готовишь месяцами.

– Это вам тоже церкви заказывают?

– Да и люди тоже. Только в Сибири-то такого богатства отродясь не было. Из Ярославля, Костромы, Новгорода привозят. Помнишь, Аркадий Гайдар свой городок Арзамас описывал — 40 церквей было. И говорит, по улице не пройдешь, чтоб священника не встретить.

– То есть комсомольцем-то вы были, раз Гайдара помните, наверное, и партийным тоже? — ловлю на слове.

Олег Владимирович хитро улыбается:

– Комсомольцем был, а как иначе. Ну, а сейчас верующий. В меру. Посты стараемся соблюдать. Старину люблю — самоваров видишь сколько, люди приносят, реставрирую.

Одна из работ Алексея — резные детали покрыты золотом

Одна из работ Алексея — резные детали покрыты золотом. Фото: Наталья Яковлева // «Русская планета»

– За деньги?

– Да за красоту! Чтобы не пропали, и смотреть приятно было. Машинки швейные зингеровские еще люблю, стоят, пока не до них.

У нас порода мастеровых. Кустари, кузнецы, шорники. Отец шил, даже полушубки да дубленки. Дед по коже работал. Его в 30-х годах как врага народа арестовали. Приехал к ним один учить сельскому хозяйству. А дед возьми да скажи — мы тут веками работаем, а ты книжек начитался, да учишь. В шахты его послали кузбасские, правда, шахтером не работал — ремни кожаные да приспособления разные ремонтировал.

– Ничего, если я тут погужу? — вклинивается в беседу Алексей, включая электронное устройство. Я больше с современностью работать люблю, — перекладывает аппарат в другую руку. — Мебель итальянскую заказывают магазины, а приходит уже с ободранной позолотой. Тут загадки разгадывать надо — не знаешь ведь, какой технологией мастер пользовался, подбираешь, чтобы сходилось. Позолота на мебели бывает натуральная, бывает искусственная. Кстати, натуральную часто люди на потолки заказывают.

– Чиновники, бизнесмены?

– Да они нам не представляются, — смеется Алексей. — Мы — ремесленники. Раз деньги есть — чего бы красоту не сделать. Ну, не сильно дорого и получается — 20 тысяч рублей метр. Но число таких заказов резко уменьшилось. В музее Врубеля потолок видели? Наша работа. Ну, как там без позолоты — каминный зал, рояль? Вот когда золотом — а сусальное оно ж еще и пищевое бывает — пирожные сыплют, прямо передергивает. Или дамочки для красы золотые обертывания делают — это уже с жиру.

Я представляю дом Зотиных — сплошь из золота.

– Нам здесь хватает, — хмыкает Алексей. — У нас даже мама больше серебро любит. Золото для нас — рабочий материал. Брат Денис и вовсе сказал — ну вас, с золотом вашим, в электронщики подался.

Алексей, впрочем, продолжателем династии позолотчиков тоже быть не собирается. Просто интересно ему все. Вот недавно с бизнесменами познакомился, которые старые самолеты реставрируют. Помогает просто так, от души:

– Мне приятно, когда из ничего вдруг получается красота. Летчиком собираюсь стать, с техникой у меня порядок, а в воздух хочется. И мир посмотреть.

– В Бога-то верите?

– А на кого летчику еще надеяться — на себя да на Бога. Пойдемте, я вас в мастерскую иконописцев отведу — там люди истинно верующие.

В соседней мастерской две женщины в скромных платочках пишут иконы.

– Иконописец должен быть не просто художником, а истинно верующим, знатоком богословия. И обязательно чувствовать атмосферу иконы. А позолотчики — наши первые помощники. Видите, часть иконы позолочена ровно по контуру. Это как нужно ощущать дух иконы, чтобы все так четко сделать! — восклицает иконописец Ольга Забродина. — Невозможно работать с божественным, не веря в Бога.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос К звездам не отправляются без шампанского Далее в рубрике К звездам не отправляются без шампанскогоАлексей Леонов восхищен работой современных космонавтов, а Сергей Крикалев надеется на космонавтов будущих Читайте в рубрике «Вместо восьми квитанций вы получите пять»В Орле введенная единая квитанция за оплату услуг ЖКХ спровоцировала скандал «Вместо восьми квитанций вы получите пять»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
13 апреля 2015, 12:26
Ну и смысл статьи в чем? Рассказать о тонкой работе мастеров или о том, как зажрались те, кто есть пирожки с золотом?
13 апреля 2015, 10:59
Вредные не только лаки, но и золото для репродуктивной функции мужского организма. Женщинам не вредно, а мужикам да.
13 апреля 2015, 09:32
А про золотой батон Януковича почему не спросили? Может тоже их работа?
13 апреля 2015, 05:07
А что дамочки золотом делают, обертывания, вроде для оздоровления? Ну смешные, ведь за такие деньги можно бригаду врачей нанять, которая будет год бегать рядом и пылинки сдувать.
12 апреля 2015, 16:09
И не поспоришь. И дело не в том, что все это дорогого стоит и куплено на деньги нищих стариков, а в том, что порой обратившись к такому священнослужителю получаешь в ответ холодное - у меня обед. Тут вера в церковь и терпит крах. После такого иной раз думается, что домашняя икона и молитва единственно верная и честная церковь.
14 апреля 2015, 21:11
В принципе согласен, но иногда человеку просто необходимо общение и духовная поддержка священника. Только вот веры к этим священникам с каждым годом все меньше и меньше...
13 апреля 2015, 14:18
каждому свое
12 апреля 2015, 13:14
Всегда уважал людей у которых руки откуда нужно растут, и они ими что то полезное делают. Хотя никогда и не одобрял всю эту мишуру церковную. как в цирке получается. блеском завлекают. В душе Бог должен быть, а не в стоимости иконы. А то посмотришь нынешние церкви, да батюшек наших обвешанных золотом, и думаешь: неужели где больше золота, там и веры больше?
13 апреля 2015, 10:45
Полностью разделяю ваше мнение! Что-то я не припомню, чтобы Иисус в своих проповедях что-то про золото говорил...!!!
12 апреля 2015, 22:21
не они это придумали, со старины идет, а нарушать традиции никому не охота, еще раскольником оъбявят. но меняться им надо, как-то осовремениваться, переходить на нормальную одежду
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Сравни удобство чтения
статьи на новой версии
 
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!