Новости – Люди
Люди
Земля для ФСБ
РИА Новости, Андрей Стенин
Эксперты РП оценили предоставленное спецслужбе право изымать земельные участки
18 мая, 2017 09:00
7 мин
В СМИ практически без комментариев осталась тема указа президента РФ, который позволяет Федеральной службе безопасности изымать землю и расположенные на ней постройки для нужд государства. Документ вступил в силу со дня подписания, то есть 16 мая 2017 года. Владимир Путин внес поправки в закон об ФСБ от 11 августа 2003 года, а не в Земельный кодекс РФ.
Текст указа состоит из двух страниц и полномочия ФСБ описаны в двух пунктах. С юридической точки зрения документ составлен абсолютно грамотно, однако отсутствие правовых подробностей и объяснений властей породили множество сомнений в блогосфере и у пользователей соцсетей. При этом подавлюящее большинство федеральных и оппозиционных СМИ почему-то не стали делать аналитику по столь громкому поводу.
Предоставленное ФСБ право изымать землю вызывает множество вопросов: насколько действительно велика у спецслужбы подобная потребность, как указ отразится на ситуации с частной собственностью в РФ, какую компенсацию могут получить «пострадавшие», не появятся ли новые коррупционные риски (как это, к сожалению, часто бывает в нашей стране). «Русская планета» решила разобраться, в чем суть указа главы государства, и насколько оправданы опасения интернет-аудитории.
В «исключительных случаях»
19 августа 2016 года ФСБ опубликовала на портале проектов нормативных актов проект указа о наделении ее правом изымать земельные участки. В пояснительной записке было указано, что эта мера будет применяться в «исключительных случаях».
Подразумевается, что ФСБ понадобится пользовать данную компетенцию с целью выполнения международных договоров, строительства и реконструкция объектов государственного значения, «а также по иным основаниям, установленным федеральными законами». Указ президента практически в точности повторяет текст проекта ФСБ.
В конце марта 2017 года право изымать земельную собственность получила Федеральная служба охраны (ранее ведомство могло только бессрочно пользоваться земельными участками). Примечательно, что ФСО подготовила соответствующий проект 5 августа 2016 года, то есть на две недели раньше инициативы ФСБ.
Наделение силовиков дополнительными компетенциями стало трендом последних лет и россияне к этому привыкли. Однако одно дело — право на обыск и применение огнестрела и совсем другое — решение имущественных вопросов людьми в погонах, которые особой церемониальностью никогда не отличались. Тем не менее законодательством РФ установлены определенные правила, которые обязаны соблюдаться при передаче собственности для нужд государства.
Земельный кодекс гласит, что решение об изъятии «может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов». Таким образом обладателям данного права — ФСБ, ФСО и Росимуществу — необходимо заблаговременно и документально обосновать причину изъятия.
Кроме того, собственнику должны возместить ущерб, упущенную выгоду (если это территория предприятия), убытки, связанные с переездом, и многое другое. Правда, как показывает практика изъятия земельных участков в пользу государства при подготовке олимпиады в Сочи, права владельцев в России далеко не всегда соблюдаются, а суды проявляют куда большую лояльность государству.
Зачем ФСБ понадобилось полномочие по изъятию земли? Эта мера может показаться чрезвычайной и вполне вероятно, что так оно и есть. Слишком непредсказуемо развивается ситуация с безопасностью. ФСБ отвечает за охрану границ и отдельных объектов. Гипотетически может возникнуть форс-мажор, когда спецслужбе понадобиться в кратчайшие сроки возвести какое-либо дополнительное сооружение, но она столкнется с массой бюрократических проволочек.
Злые языки в Сети утверждают, что «чекисты» якобы настолько обнаглели, что подготовили почву для экспроприации земли в свою пользу. Выглядит эта конспирологическая версия отдельных мыслителей Рунета уж слишком примитивной. Во-первых, нынешнее законодательство обязывает обосновывать необходимость изъятия. Во-вторых, кадастровые базы находятся в открытом доступе и потому правозащитникам и юристам не составит труда, чтобы проверить, кто в итоге получит изъятую землю.
Коррупционные риски
Адвокат, эксперт в сфере недвижимости Олег Сухов считает, что указ вполне соответствует букве закона и формально не нарушает принципы частной собственности, «так как ограничение этого права предусмотрено как раз в интересах государства». Однако Сухова настораживает, что «круг государственных структур, уполномоченных забирать чужую собственность, пусть и по решению суда, ширится с каждым годом». По его мнению, указ президента может использоваться ненадлежащим образом.
«Это может привести к разного рода коррупционным схемам, при которых сначала участки будут предназначаться для государственных нужд, а в итоге возводиться на них будут коммерческие объекты. Чем больше чиновников будет иметь право на принятие подобных решений, тем выше коррупционный риск», — заявил «Русской планете» Сухов.
Эксперт уверен, что реальной необходимости в подобных полномочиях у ФСБ нет: «Нельзя фактически отдать монополию на распоряжение приграничными территориями одному ведомству только для того, чтобы оно обеспечивало безопасность границ. Да и больших проблем с преступлениями в приграничных зонах в России нет».
Адвокат обращает внимание, что на практике судьи редко выясняют, есть ли реальная необходимость у госведомств изымать собственность: «Поэтому ни о какой реальной гарантии конституционных прав граждан речи не идет. Вот и ФСБ теперь станет принимать нормативные акты об изъятии угодных им земель якобы для государственных нужд, обороны, безопасности и другого схожего, и этого будет вполне достаточно, чтобы суд, доверяясь столь серьезной структуре, выносил угодные ей решения».
Управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов в беседе с РП отметил, что Земельный кодекс слишком пространно поясняет случаи, когда изъятие земли необходимо для нужд государства.
«Это очень широкая формулировка, которая позволяет наделить правом изъятия земель для госнужд многие ведомства, что и происходит сейчас на практике. Помимо ФСБ, такое право получили также ФСО и Росимущество. В целом наделение широкого круга ведомств правом принимать решения об изъятии недвижимости ни к чему хорошему не приведет», — рассуждает Бишенов.
«Есть риск того, что чиновники начнут злоупотреблять этими полномочиями без каких-либо на то оснований. Если же говорить о ФСБ, то вряд ли у ведомства есть реальная необходимость в таком праве, так как никаких проблем, связанных с приграничными территориями нет, и не очень понятно, почему ФСБ не может осуществлять свои полномочия без изъятия земли», — отметил Бишенов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости