Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Затянутое поколение

Министерство обороны России сокращает объемы закупки новейших истребителей

Владимир Лактанов
5 мин

Истребитель СУ-35. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС 

Министерство обороны России может в несколько раз сократить количество планируемых к закупке перспективных истребителей пятого поколения Т-50. Об этом недавно объявил заместитель главы военного ведомства обороны Юрий Борисов. По его словам, «в новых экономических условиях» российским ВВС гораздо выгоднее иметь задел в виде проекта Т-50 и выжать все возможности из истребителей поколения «4+» путем их модернизации. Впрочем, у возможного сокращения объемов закупки перспективных боевых самолетов может быть и еще одна причина — трудности, с которыми столкнулась компания «Сухой» при разработке самолета.
Гладко только на бумаге
Программа летных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 продвигается относительно успешно. Серийные поставки Т-50 в войска планируется начать уже в 2016 году. При этом окончательный технический облик истребителя сформируют лишь через несколько лет после поступления на вооружение. Причиной этого можно отчасти считать разрушительные 90-е годы, отбросившие оборонно-промышленный комплекс на десятки лет назад, а также отсутствие надежных производственных мощностей. Но все трудности пока еще преодолимы.
Сегодня в программе летных испытаний Т-50, известного также под аббревиатурой ПАК ФА, принимают участие пять летных прототипов, а до конца 2015 года к ней должны присоединиться еще три самолета. О том, что там не все идет гладко, свидетельствует тот факт, что из четырех самолетов участие в летной программе авиасалона МАКС-2013, прошедшего в подмосковном Жуковском, приняли только три «пятидесятых». Причем у одного из них во время взлета произошел помпаж двигателя; машина прервала разгон и в дальнейших демонстрационных полетах уже не участвовала. Летом 2014 года на аэродроме в подмосковном Раменском на истребителе, проходившем летные испытания, произошел пожар тоже из-за помпажа двигателя. Машину восстановили и вернули на испытания.
Периодические переносы сроков принятия истребителя на вооружение косвенно указывают на различного рода сложности в ходе реализации программы разработки Т-50. Так, в 2013 году главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев объявил, что Т-50 поступит на вооружение только в 2017 году. «Я думаю, что самолет до 2017 года мы доведем, и может быть, даже раньше. Если все пойдет нормально, то программа испытаний, возможно, будет сокращена, но с 2017 года мы планируем закупать эти самолеты и поставлять их в наши военно-воздушные части», — заявил главком.
Многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50. Фото: ТАСС
Ранее руководство Министерства обороны России заявляло, что Т-50 будет серийно поставляться в войска с 2015 года, однако позднее пересмотрело этот срок и назвало новую дату — 2016 год. Так что, если военные вдруг объявят, что Т-50 начнет поступать в войска в 2018 или 2019 году, удивляться не стоит.
Кроме того, еще в 2010 году утверждалось, будто в 2013 году Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава получит первые десять опытных машин Т-50. Этого не произошло. Да и нужного для поставки количества машин пока еще не собрано.
Эти вполне понятные трудности отчасти связаны с периодом, когда из-за распада СССР, необходимости формировать новую экономику, а затем масштабного кризиса военные программы были практически свернуты. Жертвами стали проекты истребителей пятого поколения МиГ-1.44 и Су-47. Впрочем, часть наработок, полученных в ходе создания Су-47, использована при проектировании ПАК ФА.
Еще в 90-х годах наметилось значительное отставание российской электронной промышленности. Итогом стало долгое проектирование и производство новых электронных комплексов. Поэтому приемо-передающие модули бортовой радиолокационной станции Т-50 сегодня выпускаются не на одном из предприятий разработчика (в данном случае — НИИП имени Тихомирова), а штучно на НПП «Исток» в подмосковном Фрязино. Такое штучное производство делает всю систему дороже и негативно отражается на сроках производства, хотя сам радар для перспективного самолета показывает превосходные характеристики.
В целом же из всего проекта всем срокам соответствует только вооружение для самолета, разрабатываемое корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Часть ракет для нового боевого самолета уже готова и проходит испытания, другая находится на завершающей стадии разработки. Испытания ракетного вооружения для Т-50 на борту самолета начались уже весной 2014 года.
Не хватает определенности и с так называемой силовой установкой второго этапа для Т-50. Сейчас последние прототипы самолета, а в будущем и первые серийные образцы выполняют полеты при помощи двигателей АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), в значительной степени унифицированных с силовыми установками АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») для Су-35. Позднее, если все пойдет по плану, Т-50 получат собственные двигатели пятого поколения, которые известны пока как «Тип 30».
По этим двигателям работы находятся на начальной стадии: до сих пор завершены только техническое проектирование силовых установок и выпуск технической документации, необходимой для производства демонстратора газогенератора и двигателя. Ожидается, что опытно-конструкторские работы по проекту «Тип 30» будут завершены в 2015–2016 годах. Однако следует учитывать, что новизна силовых установок и их техническая сложность потребуют проведения тщательных стендовых и летных испытаний. Это означает, что на самолеты новые движки установят только в 2025–2027 годах. В проект новых силовых установок входят несколько этапов: разработка компрессора низкого давления, газогенератора, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления, турбины низкого давления, форсажной камеры и сопла.
Все перечисленные сложности, которые, впрочем, официально не подтверждались, вполне преодолимы, и правительство России о них осведомлено. Во всяком случае, во время разработки и принятия госпрограммы вооружений России на 2011–2020 годы было предусмотрено не только финансирование покупки и разработки новых вооружений и военной техники в сумме 20 триллионов рублей, но также и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация оборонно-промышленного комплекса и омоложение кадров. На два последних пункта программы до 2020 года планируют дополнительно потратить более 3 триллионов рублей.
Истребитель Су-34. Фото: Невар Виталий / ТАСС
Дело техники
Пока же о перспективном российском истребителе известно немного. Несмотря на то, что ПАК ФА начиная с МАКС-2011 уже почти пять лет выполняет публичные полеты, проект все еще засекречен. Не известны ни технические, ни летные характеристики перспективной машины.
Ранее официально сообщалось только, что истребитель использует несколько технологий малозаметности, а в его конструкции широко применяются композиционные материалы. Истребитель будет отличаться высокой интеллектуализацией борта, сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300–400 метров и выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток. Российский истребитель также будет сверхманевренным и способным совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости.
Основным отличием Т-50 от других тяжелых истребителей станет наличие не только основной радиолокационной станции, но также заднего и боковых обзорных активных и пассивных радаров. Эти системы должны будут обеспечить истребителю круговой обзор. Вооружение самолета сможет поражать воздушные цели не только в передней, но и в задней полусфере. Получать всю необходимую информацию о воздушной обстановке летчики Т-50 будут благодаря новой системе отображения данных на нашлемном дисплее. Созданием такой системы занимается научно-производственное предприятие «Звезда». Новый шлем для системы разрабатывается на основе защитного шлема ЗШ-10.
С учетом всех перечисленных трудностей, с которыми столкнулись разработчики ПАК ФА, удивляться тому, что Министерство обороны России может сократить объем покупки самолетов, не стоит. Изначально государственной программой вооружений России на 2011–2020 годы планировалась покупка 52 самолетов Т-50 (общая потребность российских ВВС в истребителях пятого поколения оценивается в 150–200 единиц), однако теперь речь уже идет о 12 ПАК ФА. После того как будет подписан контракт на поставку первой партии боевых самолетов в войска, военные намерены окончательно определиться с количеством Т-50, которое может быть куплено, и со средствами, которые могут быть потрачены на покупку самолетов.
Перспективы
С экономической точки зрения закупка Т-50 малыми партиями и модернизация имеющегося парка тяжелых истребителей поколения «4+» — Су-27, Су-30 и Су-35 — выглядят довольно разумно. Дешевле совершенствовать технические характеристики уже принятых на вооружение машин, чем заниматься наполнением войск новыми самолетами, да еще и теми, окончательное техническое формирование которых завершится когда-то далеко в будущем. С другой стороны, сегодня многие развитые и развивающиеся страны уже занимаются созданием собственных истребителей пятого поколения, а значит, сократив закупки Т-50, Россия может упустить инициативу.
При этом российские предприятия оборонно-промышленного комплекса уже приступили к созданию истребителя шестого поколения. Пока, очевидно, только на бумаге. Впрочем, по оценке летчика-испытателя Сергея Богдана, участвующего в испытаниях ПАК ФА, на создание шестого поколения боевых самолетов потребуется как минимум 15 лет. Каким будет российский истребитель шестого поколения, тоже пока неизвестно. Министерство обороны США относит к шестому поколению боевые самолеты, способные летать без летчика на гиперзвуковой скорости более пяти чисел Маха (около 5,8 тысячи километров в час), а также действовать в зонах с полным или частичным запрещением или ограничением маневров. Вероятно, российский истребитель будет соответствовать одному или нескольким из этих требований.
Пока же можно сказать только то, что разработка истребителя пятого поколения крайне важна для России не только из-за необходимости поддержания авиационного парка ВВС на высоком техническом уровне. Проект Т-50, судьба которого в значительной степени зависит и от объемов закупки самолетов, позволит получить наработки и технические решения, которые впоследствии лягут в основу перспективных проектов, включая беспилотные летательные аппараты и истребители шестого поколения. Этот же проект даст возможность активнее продвигать отечественную науку и поддерживать экономику за счет создания новых рабочих мест, а также экспорта новых боевых самолетов.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
5 мин