Новости – Люди












Люди
Застряли по собственному желанию

Конгресс-центр Всемирного экономического форума в Давосе. Фото: FABRICE COFFRINI / AFP
Алексей Улюкаев принял участие в неформальной встрече министров стран — членов ВТО в Давосе
25 января, 2016 12:00
6 мин
Неформальная министерская встреча стран — членов ВТО состоялась в рамках экономического форума в Давосе. Участники, в числе которых был и глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев, как и следовало ожидать, обсуждали вопросы международной торговли, и в первую очередь возможности скорейшего выполнения так называемых кенийских договоренностей. Получившие свое название по месту проведения десятой Международной министерской конференции ВТО, на которой они были достигнуты, эти договоренности, кроме прочего, предполагают отмену субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции и сокращение таможенных пошлин на 201 вид высокотехнологичных товаров.
Спешим ратифицировать
Как рассказал Алексей Улюкаев, в Давосе министры продолжили работу над кенийской повесткой. Теперь каждая из стран — участниц ВТО должна ратифицировать принятые в Найроби документы по облегчению и созданию прозрачных правил в международной торговле и отмене экспортных субсидий. «Мы только-только находимся в процессе ратификации, в декабре правительство внесло документы в Госдуму, надеюсь, до конца этого месяца мы тоже ратифицируем и дальше будем принимать практические шаги», — разъяснил министр.
На встрече также обсуждали судьбу и перспективы так называемого Доха-раунда, возобновленного после пятилетнего перерыва в 2013 году.
Доха-раундом называют текущие переговоры о судьбе ВТО, начатые еще в 2001 году в столице Катара Дохе и продолженные в мексиканском Канкуне (2003), затем в Гонконге (2005), Женеве (2004, 2006, 2008), Париже (2005) и Потсдаме (2007). В 2008 году переговоры были прерваны из-за непримиримых противоречий между их участниками.
В центре Дохийской повестки находилась выработка новых правил в сфере инвестиционной политики и конкуренции в условиях глобализации. Высказывались мнения, что для наименее развитых стран финансовую поддержку аграрного сектора стоит не отменить, а заменить на открытие для их сельскохозяйственной и другой продукции рынков наиболее развитых государств — членов ВТО. Предполагалось, что реализация подобного рода предложений могла бы привести к росту доходов в мире на 290–520 млрд долларов в год и до половины их пришлось бы на развивающиеся страны.
Почти за 15 лет переговоров достичь компромисса в этом тонком вопросе так и не удалось. Причин тому много. Это и противоречия между ЕС, США и Японией, с одной стороны, и Китаем, Индией, Бразилией и Южной Африкой — с другой; и разные позиции США и ЕС по вопросам сельскохозяйственного экспорта (США выступали за снижение пошлин дифференцированно, в зависимости от уровня развития стран, ЕС — за сокращение тарифов на одинаковый процент для всех стран), и так далее.
К давосской встрече мало что изменилось. Разве что к длинному списку расхождений добавилось еще одно: США и Европейский союз выступают за уход от Дохийской повестки и поиск новых форматов ВТО, а Индия и Китай — за продолжение Доха-раунда. Как отметил Алексей Улюкаев, «пока все участники говорили о том, что надо взять небольшую паузу, чтобы отрефлексировать ситуацию». «Все-таки пытаемся ли мы в полном объеме Дохийскую повестку отработать или мы меняем, исключаем из нее пункты, которые явно не компромиссные, по которым многие годы не было результата и, скорее всего, не будет и дальше — вопрос остается открытым», — обрисовал положение дел российский министр.

Алексей Улюкаев
Алексей Улюкаев. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Повестка в повестке
Поясняя, зачем министры договорились в сотый раз обсудить, что же конкретно им надо будет обсудить, Улюкаев сказал следующее: в рамках Доха-раунда, мол, речь шла прежде всего о торговле товарами, но за полтора десятилетия появились темы, более актуальные, нежели те, которые казались центральными и наиболее принципиальными 15 лет назад. «Это электронная торговля, интеллектуальное право собственности, "зеленая", чистая экономика, содействие ей», — сказал глава МЭР. Особенно чувствительна сфера электронной торговли. «Здесь, — подчеркнул чиновник, — и для России, и для всего мира принципиально не упустить новые возможности, а, напротив, реализовать их на все 100%».
С точки зрения самого Улюкаева, понимание главных проблем может измениться достаточно сильно, при этом следует не строить воздушные замки и теоретические фантазии, а максимально учитывать реальное положение вещей.
Чужой рост, свои проблемы
Обсуждая перспективы мирового экономического роста в этом году, российский министр прокомментировал прогноз главы Международного валютного фонта Кристин Лагард, пообещавшей рост 3,4% против 3,1% в 2015-м. Эта, отметил Улюкаев, грешит излишним оптимизмом. По его убеждению, если мировая экономика прибавит 3%, это уже будет очень неплохо.
«Вообще сейчас мировая торговля переживает критический период. Если за предшествующую четверть века темпы мировой торговли были в два раза выше, чем темпы мирового экономического роста, за это время глобальная экономика удвоилась, а глобальная торговля учетверилась, так сказать, то сейчас ситуация совсем другая… Сейчас темпы мировой торговли меньше, чем мировой рост, это здорово поддавливает ситуацию вниз. Мы видим, как сокращается спрос, и это проблема далеко не только сырьевых экономик, как наша», — аргументировал свою позицию Улюкаев.
***
Можно долго рассуждать о мировом росте, его темпах и факторах, которые влияют на него тем или иным образом, но все это, однако, не дело министра экономического развития. Вместо того чтобы рассуждать о точности чужих прогнозов и проблемах чужих экономик, господину Улюкаеву стоило бы подумать об экономике своей страны и о том, что «поддавливает вниз» ее. А это отнюдь не отставание роста мировой торговли, а членство России в ВТО в первую очередь. Скоро будет четыре года, как Россия вступила в эту организацию, и за это время ни одного преимущества нахождения в ней мы не ощутили — как раз наоборот. И сегодня только санкции, по иронии судьбы, помогают минимизировать негативные последствия членства в ВТО для российской экономики.
Об этом и надо бы подумать нашим министрам — и, пока все наши так называемые друзья и партнеры в лице западных стран пытаются поделить между собой своих развивающихся «братьев», сделать единственный умный в данной ситуации шаг. Шаг за пределы Всемирной торговой организации. Тем более что внутри нас абсолютно ничего не держит.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости