Новости – Люди












Люди
Школа выше средней

Учитель труда ремонтирует шведскую стенку в спортивном зале. Фото: Константин Чалабов / РИА Новости
Исследование: учителя получают больше, чем средняя зарплата в регионе; лидер профсоюза: показатели достигаются из-за переработок и несправедливого перераспределения средств
25 марта, 2014 14:58
10 мин
Уровень жизни российских учителей напрямую зависит от региона, в котором они проживают. Еще в 2011 года Владимир Путин, занимавший пост премьера, поставил задачу довести зарплату учителей до средней в регионе. В настоящее время в среднем педагог получает даже больше, чем в среднем в регионе. К такому выводу пришел исследователь из Института образования Высшей школы экономики Павел Деркачев.
Он изучил соотношение средней зарплаты школьных учителей со средней зарплатой в регионе, стоимостью фиксированного набора товаров и услуг и относительным душевым валовым региональным продуктом. Проанализировав данные Росстата за девять месяцев 2013 года, экономист пришел к выводу, что все регионы можно разделить на группы в зависимости от платежеспособности работающих там школьных учителей.
«На основании этих данных методом кластерного анализа исследователь выделил шесть групп регионов: крепкие середнячки, опаздывающие, середнячки, опережающие, лидеры и дотационные», — говорится в тексте доклада «Где учителю на Руси жить хорошо?», опубликованном во вторник, 25 марта, на экспертном сайте Open Economy.
Самой многочисленной оказалась группа «крепкие середнячки», в нее вошло 27 российских регионов, среди которых Белгородская, Владимирская, Московская, Архангельская, Ленинградская, Свердловская области, Краснодарский край, город Санкт-Петербург и другие субъекты страны. В этой группе зарплата учителей на 3% превышает среднюю зарплату по региону.
Отдельно исследователь проанализировал зарплату учителей относительно стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Это показывает покупательную способность преподавателей относительно стоимости жизни в регионе.
«В разных субъектах Федерации стоимость этого фиксированного набора может отличаться в три раза, поэтому этот показатель важен для понимания перепадов реальных доходов учителей по регионам России», — объясняет Деркачев. Так в группе «крепкие середнячки» покупательная способность учителей находится на высоком уровне и превышает средний региональный уровень в 2,6 раза. А вот отношение зарплаты учителей к душевому ВРП, показывающему какая доля стоимости товаров и услуг, произведенных в регионе в расчете на одного человека, идет на зарплату учителя, находится на среднем уровне — всего в 1,07 выше регионального уровня. По мнению экономиста, регионы должны поддерживать зарплаты учителей за счет местного бюджета.
В кластер, который Деркачев назвал «лидеры», входит шесть регионов. Это Москва, Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа.
«В этом кластере относительно низкая доля годовой заработной платы учителей по отношению к душевому ВРП (0,28) позволяет удерживать зарплату школьных работников выше среднего значения по экономике (106%) и обеспечивает очень высокую покупательную способность педагогов (превышает средний уровень в 4,17 раза)», — отмечается в тексте исследования. Эти регионы могут за свой счет не только удерживать высокую зарплату учителей, но и повышать ее без участия федеральных денег.
Замыкает рейтинг кластер под названием «дотационный», в него вошли два региона: Ингушетия и Чечня. Здесь зарплата учителя находится на среднерегиональном уровне, низкая стоимость жизни обеспечивает неплохую покупательную способность учителей и соотношение зарплаты и душевого ВРП очень высокое (3,45). Оно говорит о том, что у регионов нет запаса собственных ресурсов для удержания зарплаты учителей на целевом уровне.

Павел Деркачев. Фото: личная страница в Facebook
Павел Деркачев. Фото: личная страница в Facebook
«Нужно сохранять зарплату учителей на уровне 100% по экономике за счет трансфертов из федерального бюджета. При этом риск заключается в слишком большом давлении бюджетного сектора на рынок труда», — отмечает Деркачев. Образование является одним из самых стабильных и высокооплачиваемых секторов экономики в этих регионах. Он добавляет, что в этих регионах необходимо параллельно проводить масштабное стимулирование экономики, дифференцировать меры федеральной поддержки, что позволит повысить эффективность мер по выполнению задач образовательной политики.
С результатами исследования в целом согласен председатель Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Александр Чубарьян. Он говорит, что в Москве зарплата преподавателя действительно высокая.
«Есть учителя, которые получают, как доктора наук у меня в институте. Но эти зарплаты формируются за счет надбавок, которые идут по линии правительства Москвы. В регионах картина очень разная. Где-то платят совсем мало, где-то наоборот», — делится наблюдениями Чубарьян.
Он указывает на проблему другого рода — низкий статусный уровень школьного учителя в России, который связан с относительно низким средним заработком.
«К сожалению, если человек оканчивает университет и идет работать в школу, то он считается неудачником. Нужно поднимать статус учителя и поднимать зарплату», —
говорит Чубарьян, добавляя, что в последние годы предпринимаются попытки повысить роль учителя в обществе, но пока они не очень успешные.
Председатель межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов в корне не согласен с выводами исследования ВШЭ. Он говорит, что опираться на данные Росстата как минимум некорректно.
«Средняя зарплата складывается из того, что один съел две курицы, а другой ни одной, но в среднем каждому досталось по курице. Выше средней зарплаты получает как раз меньшая часть учителей. Реальная зарплата учителей, как показывает наша информация из регионов, на треть ниже той, что показывают в качестве средней. И я говорю об учителях далеко не с низкой квалификацией», — объясняет Демидов.
Собеседник «Русской планеты» отмечает, что если смотреть со стороны, то средний доход учителей действительно растет, но нагрузка на преподавателя тоже увеличивается.
«Зарплата растет, хотя и не так быстро, как об это рапортуют власти, но одновременно с этим растет и переработка. Я недавно получил письмо от учителя в одном из регионов, в котором она написала, что у нее нагрузка 30 часов в неделю, хотя положено 18 часов. При этом она получает среднюю зарплату по региону, а когда у них не было учителя информатики, то она вела 42 часа. Это очень много. Я спросил, почему нельзя было взять человека на эту ставку. Она ответила, что тогда у них не выйдет по показателям средняя должная зарплата», — рассказывает Демидов.
Он говорит, что в системе школьных зарплат остается много темных пятен.
Например, средняя зарплата формируется отчасти из стимулирующих выплат и премий, которые распределяет дирекция.Но нет никаких гарантий, что учитель получит в этом месяце премию.
То есть по итогам месяца в конкретной школе получается неплохая статистика по средней зарплате, но разброс ее слишком велик.
«Также высокая средняя зарплата получается из того, что часть учителей сокращают, а оставшиеся часы распределяют между теми, кто остается работать. Это огромные переработки, но формально получаются хорошие данные», — объясняет еще один способ поднять показатели по зарплате Демидов. Он добавляет, что за нормальную зарплату учителям приходится работать так, что времени тратить деньги у них не остается. «В результате учитель перестает развиваться, ему некогда сходить в театр, он изнашивается», — говорит учитель.
Он рассказывает, что пытался понять, какая зарплата необходима учителям в регионах, общаясь с коллегами по всей России.
«Зарплата должна быть на уровне от одной до двух тысяч долларов. Это нормальная зарплата в любой из развитых стран. Но реальный доход учителей составляет максимум две трети от этой суммы. Хотя никто не закладывает гигантских расходов. Речь идет о медицинском обслуживании, посещении санатория раз в год, употреблении нормальной пищи и необходимых сбережений. Ничего этого они не получают. Они живут на износ, а потом тихо умирают», — констатирует Демидов.
Ранее «Русская планета» писала о социологическом исследовании, проведенном среди директоров школ, учителей и родителей в Свердловской, Воронежской и Ивановской областях. Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко рассказала, что в этих регионах зарплата повысилась, но на эффективности школ это никак не сказалось.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости