По состоянию на 12 июля 10:45
Заболевших727 162
За последние сутки6 615
Выздоровело501 061
Умерло11 335
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Заработать на социалке

Социальный бизнес в России набирает обороты и не требует финансовой поддержки от государства. Предприниматели просят одного — не мешать
Антон Кравцов
27 июня, 2014 20:45
8 мин
Фото: Артем Житенев / РИА Новости
Социальный бизнес в России может стать драйвером развития регионов и показаться более эффективным рычагом для роста экономического благосостояния населения, нежели стандартные модели по поддержке предпринимательства. К таким выводам пришли участники круглого стола, посвященного социальному предпринимательству в России, который прошел в пятницу в Торгово-промышленной палате России. Бизнесмены отметили, что от государства им нужна не столько финансовая поддержка, сколько снижение административного давления и упрощенное взаимодействие с надзорными органами. Спикеры считают, что если дать спокойно развиваться социальному бизнесу, ключевые экономические проблемы можно будет решить гораздо быстрее.
Теория социальной ориентированности
Роль социального бизнеса в России в настоящее время только растет, отметил в самом начале встречи президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Он рассказал, что практически все крупные российские компании имеют сегодня социальные проекты. «В российской ТПП есть координационный совет, который занимается вопросами социального бизнеса, мы обсуждаем не только те достижения, которые есть, но и проблемные вопросы. Сегодня, например, нормативно-правовая база явно отстает от того, что необходимо нашей стране, необходимо для регулирования социального бизнеса и оказания юридической и финансовой помощи тем, кто занимается социальными проектами», — отметил Катырин, добавив, что сегодня отдельной проблемой являются пробелы в правовой базе, над которыми только предстоит работать парламенту.
С ним согласился директор направления «Социальные проекты» из Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский. По его словам, вопросы с дополнительным образованием для детей, например, не могут быть решены без участия бизнеса. «Государство делает очень много, вкладывает большие суммы денег в муниципальные системы, но этих усилий недостаточно. Например, спрос на дошкольное образование только растет. Люди хотят узкоспециализированных услуг, более современных и технологичных. Здесь могут помочь социальные предприниматели. Но мы видим, что спрос большой, а готовность государства и регионов очень низкая», — объяснил Яблонский.
Эксперт считает, что сегодня необходимо сформулировать и предложить региональным органам власти конкретные методики, типовые схемы привлечения социальных предпринимателей к массовому оказанию социальных услуг. «Нам нужны тиражные модели, франшиза, типовые схемы для регионов, чтобы все больше людей входило в этот бизнес. Помимо этого нужны типовые продукты финансовых учреждений, чтобы порог входа был максимально простым», — сказал он.
Региональные попытки
Участие в круглом столе приняли и сами предприниматели, которые непосредственно занимаются социальным бизнесом в регионах. Так бизнесвумен из города Ирбит (Свердловская область) Ольга Антипина рассказала, как она реализовывала проект по созданию детского бассейна. «В нашем городе живет 35 тысяч человек, но муниципального бассейна для детей у нас нет. В какой-то момент возникла идея переделать пустующее помещение внутри детского сада под бассейн. Теперь туда ходит около 130 детей в неделю. Проект живет уже семь лет», — рассказала Антипина. Она добавила, что потребность у населения в этом бассейне большая, но все дальнейшее существование проекта будет зависеть от того, насколько к нему будут предрасположены муниципальные власти, потому что срок аренды помещения истекает через три года.
Детский бассейн в городе Ирбит. Фото: сообщество бассейна Вконтакте
Детский бассейн в городе Ирбит. Фото: сообщество бассейна Вконтакте
После того, как Антипина открыла бассейн, в городе начали появляться и другие социально-ориентированные бизнесмены. «Понятие «социальный предприниматель» начинает восприниматься сегодня более серьезно. В нише, в которой мы работаем, за последний год возникло три новых игрока. Мы считаем, что это очень серьезный показатель. Население все больше доверяет частному сектору, уровень компетентности наших педагогов находится на высоком уровне», — объяснила Антипина.
По ее словам, социальным предпринимателям было бы работать гораздо проще, если бы они получали поддержку от государства. «Хотелось бы, чтобы поддержка социальных предпринимателей шла по конкретным программам. Это не сводится к тому, чтобы нам давали средства на покупку мебели или на ремонт. Для нас важно льготное обучение специалистов по охране труда, то же самое относится к электрикам, хотелось бы, чтобы была поддержка в области обеспечения противопожарных мероприятий. Для таких маленьких проектов как у нас, это очень большие затраты», — объяснила предприниматель. Она отметила, что такие небольшие проекты в маленьких городах способствуют решению еще и  вопросов занятости населения.
Рязанская «забота»
Еще об одном региональном социальном проекте рассказала президент рязанской Торгово-промышленной палаты Татьяна Гусева. Программа, придуманная ТПП носит название «Забота» и охватывает более ста тысяч социально незащищенных граждан. Суть ее заключается в том, что ТПП договорилась с предпринимателями об участии в программе, по которой они предоставляют скидки на товары и услуги держателям карты «забота». «Теперь владельцы карты программы могут покупать определенный перечень продуктов в этих магазинах с наценкой не в 25%, как это было раньше, а всего с пятипроцентной наценкой», — рассказала Гусева. По ее словам, программа объединила 150 хозяйствующих субъектов, среди которых не только магазины, но и предприятия сферы обслуживания. При этом предприниматели получают выгоду за счет увеличившегося оборота.
Но есть и определенные проблемы в реализации программы. Гусева рассказала, что в ТПП добились того, чтобы ритейлеры работали с 5% рентабельности, городская дума и мэрия были не против того, чтобы присвоить им статус социального предпринимателя и дать им льготы, например, по аренде. Но выяснилось, что надзирательные органы против этого, потому что де-факто программа работает, а де-юре нет. «Сейчас мы добиваемся того, чтобы у этих предприятий был социальный статус», — рассказала Гусева.
«Я бы вообще предложила внести в понятие «социальный бизнес» такие аспекты, как охват социально незащищенного населения, ввести какую-то норму рентабельности. Помимо этого, если мы говорим о магазинах, в которых увеличился поток покупателей, нужно подумать и о продавцах, которые работают не разгибаясь, а на зарплате это никак не отражается. Очень хотелось бы, чтобы понятие «социальный бизнес» было расширено», — поделилась выступающая.
Государство не против
Гусевой ответил заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Алексей Шестоперов. По его словам, сейчас власти разрабатывают законопроект о предоставлении регионам права объявлять налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства. «Предполагается, что с 1 января 2015 года у субъектов будет такое право. Налоговые каникулы могут получить предприятия научной, производственной и социальной сферы. В социальной сфере первые два года деятельности организации фактически не будут платить налоги. Кроме того предусмотрен ряд мер по расширению доступа к государственным закупкам для предпринимателей. Это коснется и социального предпринимательства», — рассказал Шестоперов.
Он также добавил, что есть и меры финансовой поддержки. «Министерством реализуется программа, в рамках которой ежегодно проводятся конкурсы для малых предприятий на получение финансовой помощи от государства на условиях софинансирования. В июле мы начнем собирать заявки от субъектов Российской Федерации. В этом году размер субсидии малым предприятиям увеличен до одного миллиона рублей, раньше он был 600 тысяч», — объяснил Шестоперов.
Его поддержал вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Николай Николаев. «За прошлый год пришло понимание, что поддержка социального предпринимательства может быть не только финансовой. Для создания социальных благ требуется еще и знание, и опыт, и помощь властей. Сейчас все больше развиваются нефинансовые программы поддержки социального бизнеса. Социальное предпринимательство является очень важной составляющей социального инжиниринга в России», — резюмировал Николаев.
темы
8 мин