Новости – Общество
Общество
Запрет на жадность
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Крупнейшему автостраховщику запретили выдавать полисы ОСАГО
27 мая, 2015 14:03
7 мин
Компания ООО «Росгосстрах», занимающая доминирующую позицию на рынке автострахования, лишилась права выдавать полисы ОСАГО. О решении ограничить действие лицензии компании сообщил Центробанк. Это беспрецедентное событие для рынка страхования в России: регулятор дал возможность представителям бизнеса понять, что чрезмерная жадность будет жестко пресекаться. Впрочем, дальше таких «показательных выступлений» ЦБ не пойдет.
Последние капли
Банк России принял решение ограничить действие лицензии компании ООО «Росгосстрах» по ОСАГО. Это означает, что с 27 мая компания, занимающая треть рынка автогражданки, не имеет права выдавать новые полисы ОСАГО, при этом обязательства по уже выданным полисам за ней сохраняются. «Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств. Страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО. Банк России будет контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО», — сказано в официальном сообщении регулятора.
Главным поводом для такого решения стали многочисленные нарушения со стороны страховщика. «Нарушения ООО «Росгосстрах» законодательства по ОСАГО, в том числе непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, носили массовый характер», — говорится в сообщении ЦБ. По данным регулятора, только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2300 жалоб на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО, а это почти 15% от общего количества жлоб на всех страховщиков, направленных в Центробанк за неполный 2014 год. Как сообщали ранее в пресс-службе ЦБ, с 3 марта 2014-го, когда при регуляторе специально создали службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, по 31 декабря 2014-го с жалобами на нарушения при оформлении полисов ОСАГО обратились чуть менее 16 тысяч россиян. Основными причинами обращений потребителей страховых услуг стало навязывание дополнительных услуг (страхование жизни, здоровья и т.д.) и отсутствие бланков страховых полисов. «К нам в организацию тоже поступает огромное количество жалоб на нарушения со стороны «Росгосстраха», — сообщил РП вице-президент Федерации автомобилистов России Дмитрий Клевцов. — И результаты нашего мониторинга услуг на рынке ОСАГО это подтверждают».
Не лучшую статистику для «Росгосстраха» показывает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которой приходилось неоднократно накладывать на компанию и ее региональные филиалы многомиллионные штрафы. Так, 8 мая Саратовское управление ФАС назначило ООО «Росгосстрах» административный штраф за навязывание дополнительных услуг при оформлении полисов ОСАГО в размере 562,5 тыс. рублей. Чуть ранее к штрафам на общую сумму 1 млн 300 тыс. рублей компанию привлекли в Нижегородской и Курской областях. В Чувашии за отказ в оформлении полиса ОСАГО «Росгосстрах» заставили заплатить сразу 18 млн рублей.
Штрафы не работают
И тем не менее политика компании так и не поменялась. Напомним, тарифы ОСАГО повысили решением Центробанка в апреле этого года. Главным предлогом для повышения стоимости полисов почти в полтора раза стало то, что бизнес по обязательному автострахованию якобы является убыточным. После повышения тарифов страховщики обещали повысить и качество обслуживания автомобилистов, однако картина так и не изменилась в лучшую сторону. В среду это подтвердил и замминистра финансов Алексей Моисеев, который заявил на Международной конференции по страхованию, что «после принятия поправок в закон об ОСАГО полгода назад ожидалось улучшение более значительное, чем оно реально произошло». «В общем и целом ситуация на рынке ОСАГО нас продолжает тревожить», — цитирует замминистра МИА «Россия сегодня».
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
«После повышения тарифов, которое, кстати, было нелегким решением, регулятор ожидал от страховщиков того, что они выполнят свои обязательства и прекратят нарушения на рынке услуг по ОСАГО, — рассказал гендиректор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. — Но они этого не сделали. Этим, видимо, и было вызваны столь кардинальные меры».
Меры для российского бизнеса действительно кардинальные. До сих пор «Росгосстрах» занимал доминирующую позицию на отечественном рынке автострахования. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2014 году компании принадлежало 34,8% рынка ОСАГО. «Если Центробанк решился ограничить лицензию для такого крупнейшего игрока, это явно является сильнейшим сигналом для рынка о том, что регулятор следит за ситуацией и что любые попытки злоупотреблять своим положением не будут прощаться», — считает Самиев.
Пороху не хватило
Главный вопрос, который вызывают действия Центробанка, — готов ли регулятор применять такие же меры по отношению к другим недобросовестным страховщикам или запрет, наложенный на «Росгосстрах», окажется не более чем показательным выступлением? Судя по заявлению зампредседателя Банка России Владимира Чистюхина, ближе к истине все же второй вариант. «Если компания не найдет в себе силы качественно исправить ситуацию, то мы внутренне будем готовы к тому, чтобы продолжать наше надзорное реагирование в отношении «Росгосстраха». Но мы надеемся, что компания в самое ближайшее время стабилизирует свою деятельность в плане взаимоотношений с потребителями и мы данные меры воздействия снимем», — испугался своей смелости Чистюхин. Однако никакой зачистки страхового рынка нет и пока не предполагается, отметил в среду зампред ЦБ: «Это нормальный надзорный процесс, мы продолжаем его достаточно давно. Наши действия в отношении «Росгосстраха» — это скорее исключение, чем правило».
Иными словами, идти дальше и искоренять сами возможности для нарушений на страховом рынке Центробанк не намерен. Даже несмотря на то, что, как признал Чистюхин, у автомобилистов есть серьезные претензии ко многим крупным компаниям, которые действуют на рынке ОСАГО. «Мы пытаемся со страховыми компаниями как по вопросам финансовой устойчивости, так и по вопросам рыночного поведения договариваться в рамках внутренних надзорных процедур», — попытался оправдаться зампред ЦБ. Стоило бы не договариваться, а в принципе убрать страховщиков из системы обязательного автострахования и передать государству полномочия по сборам страховых взносов и выплате компенсаций. Например, путем переведения оплаты ОСАГО в форму налога, как недавно предлагал Роспотребнадзор. В этом случае все деньги автомобилистов собирались бы без участия ненужных в этой цепочке посредников и попадали бы в специально отведенный для этого фонд, а не на счета страховщиков, откуда они утекают куда угодно, но не по прямому назначению.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости