Новости – Общество
Общество
Запрет на еду
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Продукты по доступным ценам все чаще пытаются приравнять к некачественным
14 августа, 2015 12:16
9 мин
Депутат Госдумы Виктор Звагельский призвал запретить предприятиям розничной торговли производить продукты питания. Идея озвучена вслед за информацией о намерениях Россельхознадзора уничтожать фальсификат (не соответствующую ГОСТу и ТУ продукцию) в стиле «расправ» с санкционными продуктами.
Важно отметить, что с инициативой выступил не представитель маргинальных, полуклоунских политических сил, все еще заседающих в Госдуме, а благонадежный единоросс, никогда не замеченный в популизме. Виктор Фридрихович — заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, глава подкомитета по государственному регулированию подакцизных товаров и рекламной деятельности, председатель федеральной комиссии партийного (ЕР) проекта «Народный контроль». В общем, человек знает, о чем говорит.
Основное занятие Звагельского как депутата — борьба с пивом и слабоалкогольными напитками. К сожалению, экс-владелец ликероводочных заводов эту битву проигрывает: не так давно в России пиво обошло водку по продажам (в пересчете на абсолютный алкоголь). Возможно, именно поэтому он решил найти себе другого врага.
Брендирование и производство
Перед тем как начать рассуждать о пользе и вреде предложения уважаемого парламентария, давайте подчеркнем: действительно собственную продукцию какого-либо (в том числе и торгового) предприятия не надо путать с брендированными товарами, на которые сторонние производители просто ставят принадлежащий магазину лейбл. Да, у «Глобуса» есть «Глобус», «Ромашкин луг», «Натувель» и «Ваш выбор»; у «Ленты» — «365 дней» и собственно «Лента» плюс пять брендов непродовольственных товаров. Монстр рынка — X5 Retail Group — завалил магазины дешевыми продуктами в примитивных упаковках под маркой «Красная цена». Но все это продукты совершенно других компаний, для которых такое брендирование — зачастую единственный шанс попасть на полки гипермаркетов.
Вообще, по всему миру такие псевдособственные марки ритейлеров крайне популярны и потихоньку вытесняют с полок товары традиционных, «независимых» брендов. Конечно, гигантам типа Coca-Cola и Danone это не грозит, но вот мелким и средним производителям довольно трудно противостоять суровой реальности; а она заключается в том, что, «продавшись» ритейлерам, намного проще организовать производство и наладить устойчивый сбыт. В Великобритании, Бельгии и Германии, например, доля товаров «под маркой» супермаркетов достигает 50% от розничного рынка.
Теперь о собственной продукции. К ней относится, скажем, кулинарное производство сетей «Ашан» и «О’кей», овощные плантации «Магнита» (единственный ритейлер, имеющий полный цикл производства пищевой продукции) и другие подобные предприятия. Изначально традиция собственного производства появилась в России с подачи дискаунтеров, но впоследствии подтянулись и другие розничные сети: скажем, из пяти собственных торговых марок «Азбуки вкуса» две — «Уже готово» и «Почти готово!» — производятся на собственной фабрике-кухне компании. Общая доля таких товаров на продовольственном рынке РФ не достигает даже 1%, и только в отдельных магазинах (преимущественно в небольших) может подниматься до 15–20%.
Есть и некоторые промежуточные формы между производством и брендированием. Скажем, в магазинах некоторых сетей вам бесплатно почистят купленную рыбу. Является ли эта операция признаком производства? А порезать колбасу, положить ее на лоток и упаковать пленкой значит ли создать новый товар? Пока что такие вещи остаются на усмотрение бухгалтерии магазина.
Кто не первый, тот седьмой
Главным производителем среди ритейлеров, работающих в России, остается «Ашан»: из 2500 наименований товаров, выпускающихся под 32 марками гипермаркета, ощутимая часть производится прямо на фабрике-кухне дискаунтера. Собственно, с «Ашана» все и началось: серия проверок в магазинах этой сети французского происхождения выявила заметное число нарушений. Например, в свином фарше, продающемся под маркой «Ашана», якобы нашли ДНК лошади и курицы; кроме того, в других мясных продуктах было зафиксировано повышенное содержание бактерий кишечной палочки и листерий. Аналогичные проверки в других сетях, имеющих в ассортименте товары собственного производства, пока не проводились.
Витрина с продуктами в магазине
Витрина с продуктами в магазине. Фото: ООО «Издательский дом Родионова»/ТАСС
Но что есть, то есть: возбудители опасных болезней, пересортица — одним словом, непорядок. Нужно принимать меры. Виктор Звагельский говорит: запретить! «Каждый должен заниматься своим делом. Ритейлер должен заниматься продажей, а не производством», — уверен депутат. По его мнению, ритейлеры вообще не заинтересованы в производстве качественной продукции и «никогда ничего хорошего не выпустят, особенно если это касается скоропортящихся продуктов».
Нет никаких сомнений, что зачастую собственное производство создается именно для того, чтобы минимизировать потери от уничтожения продуктов с истекшим сроком годности. Что-то упало на пол, что-то разорвалось, подгнило, потеряло товарный вид… Но зачем же выбрасывать, когда можно продать, да еще и подороже? «Стала курица синеть — ее сварили. Не продалась вареная — ее в гриль. Не продалась — скинули цену по акции», — объясняет пользователь одного форума, знакомый с сей нехитрой торговой стратегией изнутри.
Когда не стухло
Набор видов собственного производства невелик: как правило, это кулинария (те же салатики), мясная и рыбная гастрономия, пекарни и кондитерские отделы. (Зачастую люди даже специально приходят в магазины за местным свежим хлебушком, потому как заводской, к сожалению, доходит до прилавков в лучшем случае через сутки после выпечки.) Разумеется, далеко не все из этих товаров производятся по вышеописанным рецептам, криминальным по своей сути. Даже и без использования подпорченного сырья собственное производство обладает весомыми преимуществами по сравнению с торговлей чужими, пусть и даже и брендированными товарами. Вот они:
- Сверхдоходность. Представьте: вы владелец магазина, лежат у вас огурцы по 40 рублей за кило, помидоры по 50 рублей и майонезик по 40 рублей за полкило. Вы берете несколько пластиковых коробочек (оптом — по 3 руб./шт.), режете огурцы, помидорчики, солите, заправляете майонезиком и продаете по 35 рублей за 100 г. Получаем примерно 100% чистой прибыли, и это далеко не предел, ведь вложения минимальны: комнатка 20 м2 с двумя разделочными столами, овощерезкой и бытовой плитой. Вот еще пример: простое поджаривание курочки на гриле волшебным образом увеличивает ее цену почти в полтора раза.
- Экономичность. Производить пищу самим — значит не тратиться на рекламу, экономить на логистике и исключить ряд посредников. Одно это сокращает себестоимость примерно на 50%.
- Привлекательность. Товар, который готовят едва ли не на глазах у покупателя, традиционно ценится выше, а уж от запахов в таких магазинах посетители просто сходят с ума. Чисто анатомический процесс: от аромата активизируется выделение желудочного сока, человек сильнее хочет есть, и даже если он и не купит источник дивного аромата, все равно положит в корзинку больше съестного, чем собирался.
Остановить поток
«Это то, что должно по большому счету как-то останавливать поток некачественной продукции», — говорит о своей инициативе Виктор Звагельский. К сожалению, у его предложения есть три существенных недостатка, без ликвидации которых не стоит доводить эту идею до законопроекта.
- Первый: подобный закон изменил бы структуру рынка, ударив по сетям с заметной долей собственного производства. И выступление опытного лоббиста выглядит не заботой о потребителях, а новым ударом по «Ашану», который держит низкие цены отчасти и за счет того, что неплохо зарабатывает на собственном производстве. Российские ритейлеры уже много лет в самых сладких снах видят уход «Ашана» из России: столь радостное событие позволит поднять цены во всех продовольственных магазинах в радиусе 10–15 км от данных гипермаркетов французского происхождения. Да, «Ашан» не есть образец идеальной торговли и высокого стиля, но, пожалуйста, сообщите уже депутату, что некоторые россияне временно не могут позволить себе отовариваться только в элитных магазинах.
- Второй: поданный в лоб запрет на собственное производство слишком легко обойти, организовав отдельное юридическое лицо для выпуска продуктов (а как легко спрятать подлинного бенефициара, многие депутаты знают по собственному опыту). Следовательно, придется вообще запрещать производство в зданиях, где расположены продуктовые магазины, а это уже совсем другая мера, и она ударит, в частности, по магазинчикам при пищевых предприятиях. Пока что мы не видим юридически надежной формы запрета, которая действительно закроет все лазейки, не задев при этом неповинных.
- Ну и третье по порядку, но первое по значимости. Нам всегда казалось, что в сложившейся на продовольственном рынке ситуации основная обязанность власти, в том числе депутатов Госдумы — это максимально развивать российское производство продуктов питания. Есть конкретные нарушения — наказывать за них, при повторе — закрывать такие отделы. Но никак не запрещать заранее, огульно, всем подряд.
Избирателям Виктора Звагельского — жителям Восточного округа Москвы — стоит хорошенько подумать перед думскими выборами 2016 года. Ведь есть риск, что этот избранник в один прекрасный день вообще запретит им есть, так как не найдет пищи устраивающего его качества.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости