Новости – Люди












Люди
О «запрещенных приемах»

Евгений Смирнов и Алена Щенева // «Минута Славы», кадр «Первого канала»
В чем заключается главная ошибка Владимира Познера? И не только его.
8 марта, 2017 14:30
4 мин
Первый канал как будто сглазили. Не успевает искушенная событиями публика позабыть один скандал вокруг «первой кнопки», как поспевает на горячее другой. Новейшая тема для пересудов – безобразный случай на шоу «Минута Славы», где рискнул (во многих смыслах) выступить Евгений Смирнов - танцор, лишенный одной ноги в результате ДТП. Парень с напарницей Аленой Щеневой представил пронзительный по замыслу и исполнению номер на хит Наргиз и Максима Фадеева «Вдвоем».
Надо сразу заметить, что решение Евгения выступить на подобном шоу - это не просто подвиг, но и прежде всего настоящий вызов современному гедонистическому укладу, культу «красивой жизни», от которой принято «брать все». Этот уклад обслуживает многомиллиардная и многосоставная индустрия развлечений, формирующая образ (или даже образец) «правильного», «успешного», «состоявшегося» гражданина. Тренд этот сложился не вчера, он глобален и он (уж будем точны в формулировках) навязывает обществу единственно приемлемую модель. И в ней, увы, не оказывается места таким, как Евгений Смирнов…
Парень-танцор без ноги и девушка своим танцем попытались за какую-то пару минут перестроить эту циничную модель и, через сменяющие друг друга шок, удивление и восхищение зрителей, засвидетельствовать ложность сложившихся стереотипов «полноценности». К сожалению, шансы на это были заведомо минимальны, потому что совсем не для этого делаются шоу вроде «Минуты славы». И дальнейшее выступление всех (да, да, не только Познера и Литвиновой) членов Жюри это показало исчерпывающе.
Действительно, почему лицемерный общественный гнев обрушился лишь на Владимира Познера и Ренату Литвинову? Давайте внимательно послушаем «постскриптумы» всех четырех судий.
Мэтр Владимир Познер мучительно выдавливал из себя сентенцию, пытаясь экспромтом сконцентрировать всю рассеявшуюся по его клеткам толерантность. В итоге случилось то, что нередко случается с людьми, которые пытаются в данном конкретном случае выглядеть лучше, чем они есть – он ляпнул что-то явно неуместное, тут же экспромтом попытался зашлифовать получившуюся грубость и, поняв, что «отступать уже некуда», просто нажал кнопку «нет». Ведь не может Владимир Познер позволить себе прослыть на всю страну нелогичным. Раз уж восхититься не получилось и спич прозвучал обвинением, то…
Но если Владимир Владимирович хотя бы демонстрировал напряженную мыслительную деятельность, тщетно стараясь не выглядеть чудовищем, то неземная Рената Литвинова вся растворилась в жестах и междометиях лишь для того, чтобы в итоге, под соусом сострадания и восхищения, дать «добрый» совет – «прицепить» ногу, потому что ну вот как-то вот так – и далее снова жесты.
Мало кто обратил внимание на то, что самый тихий в судейском квартете Сергей Юрский в целом поддержал посыл своего друга Владимира Познера, лишь заметив, что выводы из его критического спича сделал другие и говорит паре танцоров «да». Зато громкое выступление Сергея Светлакова, выступившего в защиту выступавших сеть приняла с восторгом. Звезда ситкомов и один из топовых по гонорарам артистов сказал действительно много правильных слов - в частности, о том, что Евгений Смирнов и его партнерша сделали то, что и «обычным» танцорам не всем под силу.
А теперь вопрос на смекалку. Что главное объединяет такие разные выступления проклинаемого Владимира Познера и возносимого Сергея Светлакова?
Их объединяет Жалость к танцору – как раз из разряда тех, что бывают неуместны. И акцент на «особенности» Евгения как на «фишке» номера. Просто отношение к этому обстоятельству у Познера и Светлакова разное. Но постойте, разве за жалостью пришел на шоу этот парень? Или за тем, чтобы судьи все же оценили сам номер, который он, надо полагать старательно готовил, тщательно разрабатывая с партнершей всю партитуру движений, подстраивая ее под выбранный музыкальный фон. То есть, как уже было сказано выше, попытался «порвать шаблон», сломать стереотип и показать, что искусство выше условностей. Даже таких.
Таким сильным духом и талантливым парням как Евгений Смирнов не нужна наша жалость, по большей части лицемерная – можно только представить, что творилось в душе у этого сильного духом танцора, когда его прилюдно жалел Сергей Светлаков. Им нужно, чтобы их вклад в экономику или культуру родной страны не оценивался с точки зрения «запрещенных приемов». Только и всего. Это правда важнее пандусов и шрифтов Брайля.
Наверное, спорить с этим решится лишь умалишенный. Но вернемся к разговору о той сформированной обществом потребления модели, в которой сильные духом, но физически ограниченные таланты пока что могут претендовать лишь на жалость, через призму которой все их достижения оцениваются. И оцениваются со скидкой на эту жалость.
Вот это – действительно запрещенный прием.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости