Новости – Общество
Общество
Закаленные гонениями
Вид на Ялту XIX века. Фото: Старая Ялта
Храм св. Иоанна Златоуста: от рождения до возрождения
17 августа, 2015 12:00
10 мин
По количеству храмов на душу населения Большая Ялта превосходит Москву. Один из старейших в городе — во имя св. Иоанна Златоуста. Построенный на месте греческого монастыря, в дореволюционное время он принимал тысячи паломников и местных жителей. Императорская семья Романовых активно помогала в строительстве. Но с приходом советской власти все резко изменилось. Происходили массовые расстрелы и казни классовых врагов, под это определение попал и настоятель первого в Ялте собора св. Иоанна Златоуста священник Димитрий Киранов. Сейчас он причислен к лику святых, а его дело продолжают современные последователи. РП посетила первый соборный храм Ялты и действующую воскресную школу при нем, где начиналось зарождение православного города.
— Храм представляет собой микрокосм, в котором в синтезе различных искусств представлена библейская история, — рассказывает протоиерей Владислав (Шмидт), настоятель храма св. Иоанна Златоуста. — Естественно, каждый храм имеет свое лицо. Храмы могут быть посвящены разным событиям евангельской истории, иконам, различным святым, которые чтутся в этой местности или каким-то образом связаны с ней. Я могу сказать, что наш храм свое индивидуальное лицо имеет и есть даже определенная история.
Храм св. Иоанна Златоуста построен в 1837 году стараниями новороссийского генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова. Он лично выбирал место, утверждал проект и следил за ходом строительных работ. В то время Ялта представляла собой небольшое селение, похожее на рыбацкую слободку. У Воронцова была задумка: сделать из Ялты город. Постепенно он осуществлял свою идею и привлекал сюда различных помещиков, добиваясь от государства выделения участков земли под виноградники и строительство усадеб. Генерал-губернатор развивал в Ялте торговлю, насколько это было возможно.
Купола храма св. Иоанна Златоуста в Ялте
Купола храма св. Иоанна Златоуста в Ялте. Фото: Екатерина Дроженко/«Русская планета»
— 17 сентября 1837 года в Ялту вместе с семьей прибыл император Николай I. Впоследствии он провозгласил Ялту уездным городом. Поэтому, когда храм построили, это был первый собор города Ялты. Сохранилась переписка графа Воронцова и архитектора южного берега Карла Эшлимана по поводу наименования церкви. По преданию, на Поликуровском холме, где был построен храм, находился греческий православный монастырь. Там есть такие строки, что монастырь носил имя святого Иоанна Златоуста.
По рассказу священника, архитектура храма почерпнута из так называемой тюдоровской готики, своеобразной стилизации под готику, и перекликается с архитектурой Воронцовского дворца. Это сходство хорошо заметно по граненым куполам. Подобная церковь есть также в бывшем имении Воронцова в селе Мошны Черкасской области. Оба храма строились по проекту архитектора Григория Ивановича Торичелли — итальянца, работавшего в Одессе.
— В то время в Ялте были развиты морские пути, так как сухопутных дорог как таковых здесь не имелось. Если сейчас все делается при помощи навигации, то в прошлых столетиях, даже в первой половине XX века, чтобы войти в порт, нужно было его узнать по лоции. Когда составлялись черноморские лоции, наш храм занесли в них. Колокольня была видна как навигационный знак, и это являлось характерной чертой лоции Ялты.
При советской власти благодаря статусу черноморской лоции колокольню не снесли. Храм закрыли в 1938 году, а священника Димитрия Киранова расстреляли. До его расстрела власти несколько раз арестовывали настоятеля за антисоветскую агитацию; он также был сослан на три года в Казахстан. Отец Димитрий вернулся в Ялту в 1935 году и продолжил службу. Он создал фонд помощи арестованным церковнослужителям, за что его вновь арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Обвинение предполагало выдачу соучастников заговора, священник никого не выдал и виновным себя не признал. Приговор был исполнен во внутреннем дворе симферопольской тюрьмы. Отец Димитрий позже был причислен к лику святых как священномученик.
Обилие в Ялте храмов и верующих, по словам настоятеля храма св. Иоанна Златоуста, объясняется наличием мучеников. В 20-е годы XX века в городе проходили массовые расстрелы и казни классовых врагов Советов. Под это понятие попали все представители аристократии, дворянства, государственные служащие, даже медсестры, работавшие в офицерских госпиталях.
— Это все те люди, которые сделали славу города. Я понимаю одно: может, они не все были кристально чистыми, но здесь присутствовал очень важный момент веры. Может, не столько веры духовной, сколько веры в добро. Они умерли за веру и стали мучениками. Я считаю, что кровь мучеников — это семя будущих христиан. Гонения только закаляют.
После 1938 года в здании храма был создан склад конфискованного имущества. Во время Великой Отечественной войны в собор и воскресную школу попали фугасные снаряды. Этим случаем воспользовались мародеры и вынесли из храма все имущество, после чего подожгли его. Уже после войны здания храма и школы разобрали, но колокольня осталась нетронутой. К 1000-летию крещения Руси, в 1988 году, Министерство культуры восстановило и позолотило купол колокольни.
В настоящее время при храме работает воскресная школа им св. великой княжны Ольги Николаевны Романовой. Она тоже имеет свою неповторимую историю.
Окончание учебного года в воскресной школе имени св. вел. княжны Ольги Николаевны
Окончание учебного года в воскресной школе имени св. вел. княжны Ольги Николаевны. Фото: zlatoust.prihod.ru
— Юлия Ивановна Базанова была ялтинской купчихой. Когда она узнала, что по всей России учреждаются церковно-приходские школы, она решила тоже принять участие и построить школу в Ялте. Ольга, дочь императора Николая II, пожертвовала 3000 золотых рублей на строительство и стала попечительницей школы. Ее открыли в 1897 году. Княжна ежегодно посещала ее и преподносила подарки ученикам и учителям. В этом заключалось ее участие. Это очень важно, потому что царская семья была связана с народом, — рассказывает отец Владислав.
В послевоенное время на месте разобранной школы осталась площадка, где впоследствии стоял киоск. Здесь продавали овощи и принимали стеклотару.
— Отец Владислав вместе с прихожанами восстановил храм в 1998 году, — рассказывает директор воскресной школы при храме св. Иоанна Златоуста Наталья Кириленко. — В 2006 году была открыта воскресная школа. Я помню, как настоятель храма пошел в горисполком, чтобы на историческом месте построить воскресную школу, и ему дали добро. Сейчас школа выглядит достаточно современно, хотя Александра Петрова (архитектор, руководитель проекта по восстановлению храма и воскресной школы. — РП.) воссоздала и построила здание, похожее на дореволюционную воскресную школу, которую возвели по проекту Александра Краснова. Внизу у нас трапезная, на втором этаже классы, а на третьем этаже помещения, где мы можем принимать так называемые паломнические группы.
По словам Натальи Кириленко, самая знаковая работа при храме — это работа воскресной школы. Учебный год начинается, как и везде, с сентября, работает школа ежедневно. В ней открыты кружки живописи и танцев, народный хор, театральная студия. Все преподаватели имеют педагогическое образование и являются дипломированными специалистами. На базе школы осуществляются различные проекты в целях благотворительности и помощи в развитии города.
— Мы являемся ведущей школой во всей Крымской епархии. Дело в том, что мы всегда стараемся воплотить что-то новое. У нас был интересный проект, который назывался «Чистые берега». Во время осенних каникул мы выезжали с детьми в район Голубого Залива, брали с собой мусорные пакеты и в течение трех-четырех дней убирали весь мусор вдоль берега. Уже четвертый год мы празднуем Святки в театре им. Чехова совместно с Ялтинской музыкальной школой им. Спендиарова. Этот музыкальный фестиваль имеет ранг республиканского. Представьте себе, что ребенок будет петь на лучшей сцене Крыма.
На базе воскресной школы также работает кружок историко-бытового и бального танца. У школы уже есть опыт проведения балов в знаменитых крымских дворцах: Ливадийском, Воронцовском и Массандровском. Именно в школе св. великой княжны Ольги Николаевны смогли воссоздать историческую благотворительную акцию «Белый цветок», которая известная не только в Крыму, но и по всей стране.
— Она зародилась, когда в Крым приехала императрица Александра Федоровна, — рассказывает Наталья Кириленко. — У нее возник интересный проект — благотворительная акция «Белый цветок». Собирались сувениры, цветы, рукодельные предметы, сделанные знатными женщинами, и выставлялись в Итальянском дворике для продажи. Само собой, букет из рук императрицы стоил немало. Потом все собранные деньги направлялись на лечение туберкулезных больных. Теперь в Ливадийском дворце выделяется большая территория, выставляются тенты и приглашаются люди, которые могут принять участие в акции. Очень многие школы заинтересованы, они продают игрушки и поделки. Дети при этом выступают на сцене. Иногда проводятся аукционы по продаже картин известных художников.
— Воскресная школа должна дать определенные навыки в религиозном образовании ребенка, — резюмирует отец Владислав. — Дефицит этих знаний присутствует. У нас до сих пор люди считают, что Пасха — это крашение яиц и освящение куличей. У нас до сих пор думают, что Рождество — это праздник исключительно для детей, где дарят подарки. То есть налицо «прикладная» религиозность. Задача воскресной школы — не просто дать знания, но и привить любовь к церкви. Наша задача — чтобы человек в церкви остался.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости