Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Зачем нам устроили трезвые каникулы

Для кого-то запрет спиртного  в общепите станет крайне удачным началом 2016 года

Михаил Мельников
24 декабря, 2015 11:00
5 мин

Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Рунет вспыхнул сенсационной новостью: с 1 января в общепите будет запрещена продажа алкоголя. Дескать, вступают в силу новые правила ЕГАИС, к которым никто не готов. Сейчас, когда эмоции поутихли, посмотрим, что же действительно ждет нас после Нового года.
Новогодний сюрприз
Российские контрольные ведомства  в очередной раз продемонстрировали свою открытость и готовность к диалогу с представителями бизнеса. На этот раз жертвами демонстрации станут все городские предприятия, где наливают или продают в розницу алкоголь. За две недели до каникул их обрадовали  тем, что в новый год они должны вступить уже подключенными к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Для участников рынка это стало полным сюрпризом. Сроки обязательного подключения к системе для разных категорий бизнеса четко прописаны в федеральном законе, принятом еще летом; и там сказано, что производители спиртосодержащей продукции (включая пиво и пивные напитки) должны были подключиться к ЕГАИС к 1 октября текущего года, оптовые торговые компании — к 1 января следующего, и позднее всех — городская и сельская розница (первая в июле 2016-го, вторая и вовсе только год спустя).
Но, как «внезапно» выяснилось, предприятия общепита, а также все магазины от мала до велика считаются одновременно и розничными продавцами, и оптовыми покупателями, а значит, уже с 1 января должны подключиться к ЕГАИС. А тут, как говорится, и конь не валялся — лишь 5% московских ресторанов уже пользуются системой, в провинции и того меньше. И чисто физически довести эту цифру до 100% всего за неделю не представляется возможным.
Забавно, впрочем, что год назад Союз российских пивоваров прогнозировал «коллапс отрасли» на 2015 год из-за той же ЕГАИС. Год практически прошел — и, к сожалению, никакого коллапса не заметно, пиво пьют, кажется, все, везде и круглосуточно. Не факт, однако, что и на сей раз черные пророки будут посрамлены.
Пора по барам
Сама по себе внезапная смена правил игры, скорее всего, вызвана стремлением алкорегуляторов срубить деньжат — за услуги по внеочередному «решению проблем» предпринимателей. Тем более что аргументация чиновников не выдерживает серьезной критики: так, по мнению представителей Росалкогольрегулирования, цена вопроса подключения к системе — 20 тыс. руб. «вместе с покупкой компьютера». Чрезвычайно интересно, в какой же именно благотворительной организации отовариваются регуляторы, если там можно обзавестись компьютерным железом, программным обеспечением и криптоключом по росалкогольным расценкам за указанную сумму? В реальности затраты заметно выше — примерно 80 тыс. руб. Нельзя сказать, что это смертельная сумма, но она является весьма ощутимой для небольшого бара, тем более что рядовому ресторатору совершенно непонятно, на что пойдут эти деньги.
Нет сомнений, что с начала 2016 года инспекторы Росалкоголя вместо заслуженного отдыха на каникулах пойдут сверхурочно отрабатывать свой нелегкий хлеб по всевозможным барам и магазинам, владельцы которых явно не успеют оспорить старые правила в новой трактовке  в установленном порядке. Похоже, проблем не будет только у крупных ритейлеров, которые, в отличие от своих мелких конкурентов, переноса сроков подключения к ЕГАИС не испугались.
Худо без добра
Главный вопрос заключается в том,  должны ли мы жалеть эти самые бары и пабы, пивнушки и рестораны. Видимо, нет, коль скоро мы давно и старательно боремся с пьянством. Тем более что сам по себе общепит не умрет без алкоголя: туда приходят не только напиться, но и вполне нормально поесть, одна индустрия бизнес-ланчей чего стоит. Так может, и впрямь нет худа без добра?
К сожалению, есть. Алкоголь — это неизбежное социальное зло, которое можно загнать в определенные рамки, но невозможно изжить. Стоит надавить в одном месте — тут же попрет в другом. Временный или постоянный уход точек общепита с алкогольного рынка автоматически поднимет продажи тех самых крупных ритейлеров (ради которых, кажется, и проводятся все реформы в продуктовой сфере), а значительная часть потребления алкоголя просто переместится в лучшем случае в квартиры, а скорее всего — на улицу и в подъезды.
Ничего апокалиптического в этом сценарии нет — в конце концов, употребление алкоголя на улице в новогодние праздники негласно узаконено, — но хулиганства и мелкой преступности все равно станет больше. Те конфликты, которые раньше разрешались в барах, клубах и около их дверей, перейдут к подъездам спальных районов, где и сейчас-то ой как неспокойно.
Конечно, рестораторы готовы идти потребителям навстречу: так, все больше заведений пускают гостей со своим алкоголем при условии наличия чека и уплаты некоего «винного сбора» (в среднем 200 рублей за 0,5 л крепкого алкоголя): в случае если новые правила реально заработают с 1 января, такая практика станет повсеместной. Однако не так уж много людей, которые, уже держа в руках бутылку коньяка, готовы заплатить дополнительные деньги, чтобы культурно ее распить. На дворе реальный кризис, и деньги считают даже те, кто раньше платил за все подряд не глядя.
Проблем у людей становится больше, и многие, к сожалению, будут топить их в алкоголе. А наживаться на этом планируют очередные «Пятерочки» и «Магниты», оттесняя возможных конкурентов на периферию.
* * *
Кто-нибудь из правительства, утихомирьте уже Росалкогольрегулирование. Выдайте им 13-ю зарплату, чтобы у них ненадолго прошла охота побираться по барам. Дайте людям спокойно и цивилизованно отвлечься от проблем, которые вы же им и создали.
темы
5 мин