Новости – Общество
Общество
«Государство сильно, когда един народ»
Баку, Азербайджан. Фото: Aziz Karimov/Zuma\TASS
Армянский ученый предрек распад Азербайджана и Украины
16 июня, 2016 15:30
9 мин
После эскалации карабахского конфликта в апреле текущего года не утихают обсуждения по поводу статуса Нагорного Карабаха. Чтобы разобраться в сути всех процессов на Южном Кавказе, корреспондент РП побеседовала с директором Института автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона профессором Гарником Асатряном.
— Азербайджан часто называют самой амбициозной страной в регионе. Кто такие современные азербайджанцы? Кого нужно понимать под этим словом?
— Мы привыкли называть народом людей, которые живут на одной территории и в результате естественных процессов в течение времени рано или поздно создают государство. Это очень важный момент, поскольку государство имеет определенные рычаги воздействия и механизмы формирования единства. Так называемый естественный процесс — это когда народ сформирован, консолидирован, когда есть параметры определения народа. И самое главное, когда есть самосознание, идентичность, осознание принадлежности к определенной общности. В случае с Азербайджаном все происходило немного иначе. Это государство возникло не как следствие определенных культурно-исторических процессов, когда определенный народ в течение долгого времени приходит к созданию государства либо имел государственность, потерял ее и снова воссоздал. Именно поэтому говорить об Азербайджане как о едином народе нельзя.
На этой территории в XIX веке было искусственно создано государство на основе мусульманского тюркоязычного населения. При том что на этой территории также было многочисленное иранское население, таты. На Апшеронском полуострове в основном говорили на татском, там до сих пор сохранилась татская топонимика. Фактически современные азербайджанцы включают в себя все это население, которое было тюркизировано по языковому признаку. Большая роль в этом процессе принадлежит царской администрации, делалось это с целью отделить данную территорию от Ирана — эта часть Южного Кавказа принадлежала Ирану до русско-персидской войны начала XIX века.
Почему нельзя говорить о едином азербайджанском народе? Потому что даже консолидации этого народа до сих пор не произошло. Азербайджанский народ — я имею в виду титульный народ, не включая автохтонные народы, проживающие на его территории, — это местные кланы. Там есть нахиджеванские, бакинские и другие кланы, идентифицирующие себя прежде всего по месту жительства. И часто вражда между кланами намного сильнее, чем вражда между турками и армянами. Это важный момент, так как он показывает, что говорить о едином азербайджанском народе не приходится. У некоторой части населения тлеет осознание принадлежности к другому этносу. Это постоянно проявляется и дает о себе знать.
То же самое мы можем сказать и об Украине. Украина — точно такое же искусственное государство. Когда есть кризис идентичности, то это обязательно приводит к распаду государства. Государство является прочным только тогда, когда титульный государствообразующий народ обладает единым мировоззрением, единым самосознанием. Но когда этого нет — такое государство обязательно распадается на части, как это происходит сейчас на Украине, и так произойдет скоро в Азербайджане.
— Какие народы считаются автохтонными на территории Азербайджана?
— Главным образом это талыши и кавказские народы — лезгины, аварцы. А вот татов нельзя считать коренным населением: это ираноязычное население появилось на территории современного Азербайджана в результате нескольких волн миграций из южной части Ирана.
— В ноябре прошлого года в азербайджанской деревне Нардаран прошли протесты на религиозной почве, в результате погибли семь человек. Как вы прокомментируете эти события? Насколько важен религиозный фактор?
— В Нардаране живут преимущественно таты. Сегодня по большей части они говорят уже на азербайджанском языке, однако тлеющее самосознание принадлежности к иному этносу у них присутствует. Религиозный фактор, безусловно, важен: Нардаран очень религиозен. Даже в самых традиционных регионах Ирана вы не встретите таких верующих, как в Нардаране. Население этой территории считает себя проиранскими шиитами.
— Но ведь большинство населения Азербайджана также считает себя шиитами? Почему власти объяснили произошедшее борьбой с исламским терроризмом?
— Власти всегда боятся проявления самосознания. Шиизм, как ни странно, сегодня превратился в религию автохтонных народов. В частности, автохтонного талышского народа. Потому что наиболее яркое почитание шиизма встречается именно у талышей. Территория Азербайджана, где проживают талыши, — это и есть самая традиционная часть страны. Религиозные проявления рано или поздно перерастают в национальное самовыражение. Если бы в Нардаране власти не подавили религиозное движение таким грубым образом, это обязательно переросло бы в национальное движение. Вопрос лишь в том когда.
На юго-восточном отрезке линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана
На юго-восточном отрезке линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана. Фото: Ваган Степанян/PAN Photo/ТАСС
— У талышей сейчас наблюдается всплеск народного самосознания. Как вы оцениваете шансы талышей на независимость или автономию?
— Думаю, у талышей очень большие шансы. Талышское движение необычное, по типу классических национальных движений с определенным штабом, военным крылом и так далее. По организации оно представляет собой нечто вроде сетевой структуры, которой не видно, но она есть и укрепляется изо дня в день. С таким движением очень трудно бороться. И это движение обязательно приведет талышский народ к осуществлению задуманного. Но вопрос в другом: Азербайджан сам по себе рано или поздно распадется и без участия талышей.
— Что представляет собой так называемый Южный, или Иранский Азербайджан (территория современного Ирана к югу от границы с Азербайджаном. — РП.)?
— Нет никакого «Южного Азербайджана». Население, проживающее к югу и северу от реки Арас, разделяющей Азербайджан и Иран, — совершено разные народы: этнически, культурно, с точки зрения менталитета. Единственное, что их объединяет, — это язык, который понимают на обеих сторонах реки. И, естественно, религия — шиизм. Однако все это вовсе не доказательство единства народа, это совсем разные этнические группы. При этом там есть и внедренные извне группировки, которые специально готовятся в разных местах, и мы прекрасно знаем, где это делается, как делается и кем делается. Готовят их Турция, Соединенные Штаты, Израиль, тот же Азербайджан. Эти группировки постоянно пытаются мутить воду и вызвать сепаратистское движение в Иране, но этого не получится.
— То, что Турция оказывает активную помощь сепаратистским движениям в Иране, ни для кого не секрет. В частности, известны факты сотрудничества турецких спецслужб с сепаратистскими группировками. А оказывает ли Иран поддержку иранским народам Турции?
— Иранские народы в Турции — заза, курды — уже ведут активную борьбу. Но при этом их движения, к сожалению, уже ангажированы: полагаю, к этому приложила руку не только Америка, но и другие государства. При этом я не думаю, что Иран участвует в процессе: у этих народов свои собственные политические интересы, которые не всегда совпадают с интересами Ирана.
— Если речь пошла о курдах — как вы считаете, почему курды, имея столь большую силу, не могут достичь своей цели — создания государства?
— Здесь именно то, что я говорил о талышах. У курдов отсутствует единство. Если у талышей есть единый народ, единый язык, единая история, четкое понимание места собственного этноса в пространстве и во времени, то у курдов этого нет, так как, по сути, не существует единого курдского народа.
— Какой в идеале вы видите политическую карту Южного Кавказа?
— Я уверен: все народы имеют право жить на своей территории, в том числе и титульный народ Азербайджана. Чем больше будет свободных народов, тем устойчивее будут мир и спокойствие в регионе. Мы обречены жить друг с другом, нельзя постоянно враждовать, жить в обстановке ненависти и постоянной агрессии. Если говорить об Азербайджане, то от этих конфликтов и геополитических игр больше всего страдает именно титульный народ Азербайджана. Единственное решение, на мой взгляд, — это переформатирование Азербайджана, искусственного государства, которое было создано как турецкий проект.
Можно сделать небольшой прогноз, исходя из исторических особенностей и учитывая современные тенденции. На карте Южного Кавказа останутся Грузия, Армения, Талышстан, Бакинская Республика, которая будет охватывать только титульный народ самого Азербайджана. Арцахская Республика, или Карабах, также будет независимым государством: я всегда считал, что Армения и Нагорно-Карабахская Республика — совершенно разные страны. Как будет называться северная часть, я не знаю. Возможно, Лезгистан, но там есть и другие народы — аварцы, например. Условно можно назвать новое государство Кавказская Албания — интересное название, которое будет напоминать, что когда-то был такой народ, носитель христианской идентичности, которая была частью и нашей культуры. Но это все должны решать сами народы Южного Кавказа.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости