Новости – Общество
Общество
Якунин и немцы
Владимир Якунин. Фото: Алексей Совертков/«Русская Планета»
Железнодорожная логика Владимира Якунина
26 мая, 2015 14:00
7 мин
Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин признался в том, что предложил Deutsche Bank покупать российские активы, пока они дешевы — из-за сравнительно низкого курса рубля. При этом у государства компания ни копейки не просит, заявил Якунин. Однако еще несколько дней назад главный железнодорожник страны хотел получить 140 млрд руб. в виде госсубсидий — это наводит на мысль о том, что Якунин, мягко говоря, лукавит либо в разговоре с российскими властями, либо при общении с западными инвесторами.
Руководители Deutsche Bank Аншу Джейн, справа, и Юрген Фитчен
Руководители Deutsche Bank Аншу Джейн (справа) и Юрген Фитчен. Фото: Michael Probst/AP
Покупайте российское
«Мы продолжаем сотрудничество с компанией Siemens. В июне будем вводить полностью автоматизированную сортировочную горку для формирования и расформирования поездов в порту Усть-Луга, это совместный проект», — похвастался Владимир Якунин в интервью российской редакции журнала Forbes и немецкой газете Die Welt. При этом глава РЖД признался в том, что порекомендовал иностранным компаниям скупать российские активы, потому что девальвация рубля делает западную технику и технологии чрезмерно дорогими. «Перенос производства на территорию России многие рассматривают как выход из положения. Я предложил "Дойче банку" задуматься о том, что диспаритет евро — рубль сегодня позволяет очень эффективно приобрести собственность в России», — сказал Якунин. Как отметил главный железнодорожник страны, политика Банка России по поддержанию высокой учетной ставки создала благоприятную среду для деятельности иностранных компаний на территории нашей страны. «Сегодняшняя политика нашего Центробанка, запретительный уровень годовых процентов на кредиты открывает возможности для западных банков: они могут приобрести соответствующий объем российской валюты и осуществлять кредитование в рублях», — сказал глава РЖД.
Эти слова выглядят неожиданно, ведь Владимир Якунин любит покритиковать политику ЦБ и, в частности, принятое регулятором решение о повышении ключевой ставки до 17,5% в прошлом году. Даже после того, как Банк России опустил ставку до 14%, глава РЖД сказал, что это чрезвычайно мало. «Существуют финансовые теории, которые говорят о том, что в условиях такого кризиса наоборот ставка кредитования для реального сектора экономики должна быть значительно ниже», — рассказывал 13 марта этого года Владимир Якунин в интервью агентству «Прайм». И это не единственное «расхождение в показаниях», замеченное за ним в последнее время.
Не хватает миллиардов
В том же интервью Forbes и Die Welt глава РЖД заявил о том, что госкорпорация абсолютно самодостаточна и ни в коем случае не претендует на долю в государственной казне в отличие от многих частных компаний, которые ввиду неэффективного управления стали убыточными и теперь стоят под дверями правительства, выпрашивая у него материальной поддержки. Тем временем, не далее как три дня назад, Владимир Якунин говорил: чтобы протянуть следующий год, не повышая тарифов на гражданские и грузовые перевозки больше, чем на 7,5%, компании потребуются госсубсидии на сумму ни много ни мало 140 млрд рублей. «У нас было три сценария повышения тарифов, но это связано, в том числе, с динамикой развития ситуации в экономике России, 7,5% индексации грузового тарифа в 2016 году, по нашим расчетам, влекут за собой потребность в субсидии в размере около 140 млрд рублей», — цитирует Якунина ТАСС. Также на днях наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение о приобретении двадцатилетних облигаций РЖД на сумму в 40 млрд рублей. Хотя окончательный размер госинвестиций в РЖД пока обсуждается, в Минэкономразвития посчитали, что компании будет вполне достаточно «скромной» суммы в 20–30 млрд рублей.
При этом госкомпании, по убеждению Якунина, намного более эффективны, нежели частные корпорации. «Кто в 2008 году первым ринулся за помощью из госбюджета и на Западе, и в России? Частные банки и частные компании. И сегодня частники, вплоть до торговых сетей, выстроились за господдержкой. РЖД ничего у государства не просит. Мы предвидели такое развитие событий, с 2008 года в компании работает антикризисный комитет», — заявил Якунин в интервью Forbes и Die Welt.
Тем не менее антикризисный комитет, упомянутый главой РЖД, по всей видимости, не очень хорошо справляется со своей задачей. Если верить неоднократным официальным заявлениям компании, РЖД терпит многомиллиардные убытки по направлению пассажирских перевозок и, в частности, на пригородных поездах. Именно по этой причине в 2009 году бизнес по гражданским перевозкам на пригородных направлениях был передан частным компаниям, хотя ОАО «РЖД» осталось в числе их учредителей наряду с частными инвеститорами и органами исполнительной власти субъектов федерации. Теперь эти компании имеют льготы в виде права на бесплатное использование железнодорожной инфраструктуры, а РЖД, в свою очередь, получает за это от государства ежегодную компенсацию в размере 25 млрд рублей.
Сын к отцу пришел
Есть у РЖД и другой завидный источник доходов: в 2011 году компания получила в аренду все привокзальные площади Москвы, а это тысячи квадратных метров дорогих столичных территорий, пригодных для обустройства коммерческих площадей. Владеет всем этим богатством компания «РЖД — Развитие вокзалов». Четыре года назад стало известно о планах по строительству на привокзальных территориях сети гостиниц, основным инвестором которого, как утверждает Reuters, должен был стать владелец компании «Региональная гостиничная сеть» (РГС), сын главы РЖД Андрей Якунин, планировавший вложить в привокзальные отели 500 млн долларов.
В январе этого года РГС объявила о своих планах инвестировать еще 150 млн долларов в собственное развитие. Глядя на эти цифры, можно заключить, что дела в компании Якунина-младшего явно лучше, чем в корпорации под управлением Якунина-старшего, хотя последний в своем интервью западным журналистам и утверждает, что госкомпании бесспорно более эффективны, чем частные. «Давайте обратимся к практике. Почему частные компании, такие эффективные, не подготовились (к кризису. — РП.)?» — цитирует Якунина Forbes.
По всей видимости, от немецких инвесторов, которых глава РЖД призвал покупать все российское, он также рассчитывает получить своего рода подушку безопасности. Наверняка среди активов РЖД найдется пара-тройка забытых и не используемых инфраструктурных объектов или предприятий, которые можно продать доверчивым немцам по сходной цене. Но потенциальным западным инвесторам, пожалуй, надо сто раз подумать о выгоде предложений со стороны главы РЖД, по меньшей мере, его привычка говорить на Западе одно, а в России — другое должна вызвать настороженность у потенциальных бизнес-партнеров.
А вот почему Владимир Якунин не предложил вкладываться в развитие национальной экономики отечественным инвесторам, например вышеназванной компании РГС, — это вопрос. Ведь если частным и государственным корпорациям необходимы инвестиции, привлекать их лучше на родине, а не на Западе, путем распродажи активов на фоне падающего рубля.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости