Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Правительству указали на его место

Не сумев заставить госкомпании поделиться с бюджетом повышенными дивидендами, кабмин намерен вернуться к прежней, вдвое меньшей ставке

Владимир Лактанов
3 мин

Фото: Александр Астафьев/РИА Новости

Замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов сообщил в кулуарах бизнес-форума «Стратегическое партнерство-1520», что правительство решает вопрос об отмене недавно введенной 50-процентной планки выплаты дивидендов для акционерных обществ с участием государства.
Многие из участников правительственной дискуссии тоже не видят оснований требовать с госкомпаний больше, чем 25% от чистой прибыли, как это было до середины апреля.
«Я считаю, что в перспективе принцип 25% по РСБУ или МСФО (российским стандартам бухучета или международным стандартам финансовой отчетности. — РП.) должен сохраняться, — пояснил Подгузов. — Если это эффективная государственная компания, то для государства ее эффективность — в том числе и устойчивый дивидендный поток».
Правда, добавил он, действующее сейчас требование о дивидендах в размере 50% от прибыли может распространиться на следующий год. Но окончательно вопрос не решен, и есть вероятность, что даже на 2017-й ситуация будет переиграна в сторону снижения объема дивидендов.
Получил доход — поделись с экономикой и гражданами
Упомянутое Подгузовым распоряжение кабмин издал 18 апреля. Согласно документу, все акционерные общества с госучастием — «Роснефть», «Газпром», РЖД, «Русгидро», «Аэрофлот», «Совкомфлот», концерн «ПВО "Алмаз-Антей"», «Роснефтегаз», «АвтоВАЗ», «Транснефть», Объединенная авиастроительная корпорация и еще десяток других — обязывались выплатить в этом году в качестве дивидендов не менее 50% от своей чистой прибыли по МСФО или РСБУ.
Причина требования правительства была более чем весомой: необходимо чем-то покрывать дефицит бюджета, который в этом году составляет около 2,5 трлн рублей, то есть более 3% ВВП. А учитывая, что госкомпании потому так и называются, что больше половины акций в их пакете принадлежит государству (то есть нам с вами!), основная часть их дивидендов как раз и должна была отправиться в госказну.
Возможность повысить дивидендные выплаты была тем более важной из-за того, что в этом году из-за объективных кризисных причин бюджет и так, скорее всего, недополучит почти половину от суммы дивидендов госкомпаний по сравнению с 2015-м. Глава Минфина Антон Силуанов настоятельно советовал распространить распоряжение об обязательных 50 процентах на все без исключения АО с госучастием и заявлял, что правило должно действовать минимум до 2019 года.
Шаг вперед и два назад
Что же случилось дальше? Топ-менеджеры госкомпаний прониклись благородной идеей помощи бюджету и, подавая младшим собратьям по бизнесу пример социальной ответственности и порядочности, дружно перечислили государству дивиденды в увеличенном объеме?
Как бы не так. Крупнейшие плательщики страны кинулись состязаться в изобретении предлогов, позволяющих отбояриться от решения правительства, которое столь неожиданно потребовало поделиться доходами. У желания, как известно, всегда тысяча возможностей, а у нежелания — тысяча отговорок. «Роснефть» сумела выговорить себе возможность заплатить 35% от чистой прибыли по МСФО (124,5 млрд рублей), «Газпром» — и вовсе 22,3% по МСФО: вместо 400 млрд, выплаты которых пыталось добиться от газовой монополии Минэкономразвития, компания Алексея Миллера согласилась раскошелиться на 175 млрд рублей. Да и остальные сырьевые и производственные корпорации, транспортные гиганты постарались не дать себя в обиду. И в итоге дружно провалили план кабмина по получению нескольких сотен миллиардов дополнительных рублей в бюджет.
Реакция правительственных чиновников тоже оказалась нестандартной. Вместо того чтобы решить, как прищучить обнаглевших недропользователей и прочих саботажников от крупного бизнеса, они лишь констатировали, что предпринятая ими мера не работает, вздохнули и заявили: ну и ладно, не очень-то и хотелось. Вернем дивиденды обратно к уровню в 25% и сделаем вид, что так и было. А то ведь неудобно, когда тебя кидают. Ущерб для репутации. А парней с деньгами лучше не провоцировать.
Спросите любого высокопоставленного чиновника, кто влиятельнее — нынешний премьер или нынешний наемный глава «Газпрома», и они понимающе ухмыльнутся.
В любой непонятной ситуации лезь в Резервный фонд
Такая демонстрация кабмином своей беспомощности, неспособности контролировать даже тех, кто напрямую, казалось бы, должен зависеть от государственных решений, совпала с подготовкой к заседанию бюджетной комиссии. Оно назначено на 27 июня. Участникам совещания предстоит обсудить бюджетные параметры на следующие три года и решить важнейший вопрос: как снизить дефицит госказны.
Впрочем, в правительстве, кажется, уже знают ответ на вопрос, где взять деньги, недополученные из-за демарша госкомпаний. «Источник замещения у нас один — это Резервный фонд», — заявил по этому поводу заместитель главы Минфина Алексей Моисеев.
Пожалуй, именно Минфину о текущей ситуации говорить сложнее всего. Ведь в последние годы министерство неоднократно пыталось тягаться с сырьевыми бонзами за дополнительные деньги для госказны. Так, осенью 2015-го Силуанов и его коллеги предложили рассчитывать налоговый вычет для газовиков и нефтяников не по текущему курсу доллара, а по докризисному, более низкому; это дало бы бюджету 1,6 трлн дополнительных рублей. Затем, в феврале 2016-го, министерство выступило с требованием снизить нефтяным экспортерам налоговые вычеты, поскольку в текущих экономических условиях они стали неоправданно высокими. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом: госкорпорации раз за разом оказываются хитрее, влиятельнее и ухватистее до денег.
* * *
Беда, однако, в том, что Резервный фонд не резиновый, несмотря на схожесть этих слов, и в любом случае не покроет полностью бюджетного дефицита. Дополнительные источники доходов изыскивать непременно придется. И, судя по всему, Минфин намерен совершить классическую ошибку тех, кто не сумел справиться с сильным оппонентом: начать отыгрываться на слабых. На гражданах. Повышением тарифов, акцизов, налогов, очередными заморозками пенсий и зарплат. Разумеется, простые пенсионеры и работяги не дадут казне того, что могли бы дать развитые, прибыльные госкорпорации. Но сконфуженному позорным поражением правительству не до здравого смысла.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин