Новости – Общество
Общество
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фото: wikipedia.org
История, трактовки, постный рацион: все, что нужно знать о празднике, — в гиде «Русской планеты»
4 декабря, 2015 07:00
5 мин
4 декабря Православная церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом событии не сообщает Библия, что не помешало ему стать одним из великих двунадесятых праздников.
Событие
Предание говорит: когда святой Анне, будущей матери Богородицы, явился ангел и сообщил о скором зачатии, она дала обещание. Анна и муж ее Иоаким были бездетной парой преклонных лет. За бездетность в тогдашнем обществе они считались изгоями: иудеи полагали, что отсутствие детей — кара Господня за прошлые грехи. Дошло до того, что однажды Иоакиму запретили принести в храме жертву: священник назвал бездетного мужчину «неугодным Богу». Анна и Иоаким продолжали молить о ребенке. И, когда явился ангел, чтобы сообщить, что мольбы супругов услышаны, Анна дала обет отдать ребенка в дар Богу, «чтобы он служил Ему всю жизнь».
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, ее родители решили, что пришла пора исполнить обещанное. Нарядив Марию в лучшие одежды, они направились в Иерусалимский храм. Там около входа стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками: он полагал, что их вид станет примером для Марии и она возлюбит храм, где ей суждено остаться.
Предание сообщает: юная Мария с легкостью преодолела пятнадцать крутых ступеней, ведущих ко входу в храм. Она ни разу не обернулась и не позвала родителей. У дверей ее встретил священник (богословы полагают, что им был Захария, отец Иоанна Крестителя; позже он погибнет в храме от рук посланцев иудейского царя Ирода). Далее случилось невероятное: священник ввел девочку в Святая Святых — сокровенное место в храме, куда имел право заходить только первосвященник, и то раз в год. «И все были исполнены удивления при виде этого».
Источники
Рассказа о введении во храм нет в канонических книгах Священного Писания. О нем сообщают апокрифы — «Протоевангелие Иакова» (II век) и «Евангелие Псевдо-Матфея» (IX век). Апокрифами называют произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания, о священных лицах и событиях. Церковь не признает каноничность апокрифов. Тем не менее некоторые сюжеты апокрифических текстов, согласованные с каноническими свидетельствами и переработанные, приняты Церковью и составляют часть Священного Предания.
«Протоевангелие от Иакова» повествует о детстве и юности Девы Марии. В начале книги говорится, что ее автор — Иаков, апостол от семидесяти, первый епископ Иерусалима, в 62 году н.э. сброшенный со стены иудеями. Иаков, как полагают некоторые богословы, был сыном от первого брака Иосифа, будущего мужа Девы Марии.
Однако авторство Иакова оспаривается: текстологический анализ «Протоевангелия говорит, что автор не был близко знаком с обычаями и жизнью иудеев того времени, которое описывает. Полагают, что текст написан после 160 года, спустя почти сто лет после смерти предполагаемого автора. Сохранилось свыше ста фрагментов рукописей с текстом «Протоевангелия», и это говорит о популярности текста в первые века христианства.
Второй источник, который упоминает о введении Богородицы во храм, — «Евангелие Псевдо-Матфея», написанное на латыни. В тексте указано, что автор — апостол и евангелист Матфей, однако это авторство опровергается. «Псевдо-Мафтей» много берет из «Протоевангелия» — здесь тоже рассказывается о юности Богородицы и первых годах жизни Христа. Оба текста из-за их содержания называют еще «Евангелиями детства».
После введения во храм
Святитель Димитрий Ростовский, автор «Сказания о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии» (XVII век), пишет: Богородица жила при храме с прочими «однолетними Ей девицами». Жизнь ее протекала по строгому порядку: с раннего утра и до третьего часа дня она стояла на молитве, затем упражнялась в рукоделии или чтении книг. С девяти часов она снова начинала молитву «и не прекращала ее до тех пор, пока не являлся Ей Ангел, из рук которого Она принимала пищу».
Так продолжалось до достижения Марией совершеннолетия. После этого для нее, давшей обет безбрачия, нашли супруга. Им стал Иосиф Обручник, 80-летний старец-вдовец (о его возрасте сообщает святитель Епифаний Кипрский), ставший хранителем ее целомудрия.
Господь указал на Иосифа через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову. Апокрифический текст «Протоевангелия» сообщает: Иосиф после заключения брака отправился плотничать, а когда вернулся, Мария уже носила в своем чреве Христа.
Праздник
Введение во храм Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, хотя он и был установлен позднее других важнейших праздников Церкви. Его появление связывают со временем императора Юстиниана I: в 543 году он построил большую церковь на месте, где некогда стоял Иерусалимский храм, и посвятил ее Богородице.
Двунадесятым праздник стал, вероятно, в XIV веке: более ранние источники еще не упоминали его в этом статусе. В России праздник получил большую популярность: в его честь освящали храмы, а в Москве существует, например, Введенское кладбище.
Церковь учит: через Введение во храм Богоматери Господь показывает человечеству свое благоволение и говорит о скором пришествии Спасителя. Праздник попадает на Рождественский пост. В этот день разрешаются послабления: в рацион можно добавить растительное масло и немного вина, а если праздник приходится на четверг, то можно есть рыбу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости