Новости – Общество
Общество
Всероссийский долгострой
Здание Минэкономразвития в Москве. Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Почему бюджетные деньги осваиваются с опозданием
11 марта, 2016 10:00
5 мин
Минэкономразвития отчиталось перед правительством о выполнении федеральных программ объемом около 2 трлн рублей в 2015 году. Как и следовало ожидать, результаты оказались неутешительными. Первое же, что выяснилось в ходе проверки, — это что процедура обязательного аудита крупных проектов… нуждается в аудите! Методика выбора проверяющих организаций оказалась такой же непрозрачной и малопонятной, как и расчеты стоимости будущих проектов.
Чиновники с начала кризиса твердят мантру об эффективности расходования госсредств и бюджетной дисциплине, но от этого ни эффективность, ни дисциплина лучше не становятся.
Освоение отстало от графика
Самые печальные новости, по традиции, поджидали чиновников в разделе, посвященном степени освоения бюджетных средств. Тут ведь как: чем меньше денег успеешь потратить — тем меньше их тебе потом дадут. В 2015 году расходы на федеральные целевые программы (ФЦП) сократились на 0,5% по сравнению с 2014-м, при этом эффективность реализации упала аж на 4,5%. В целом в МЭРе установили, что плановые показатели программ были достигнуты лишь на 87,8%.
А с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) ситуация и того хуже. В 2015 году на нее было выделено даже больше, чем в 2014-м, — на 10,3%. Но вот освоено (кто бы мог подумать!) всего 67% выделенных средств. При этом 91% из них был израсходован в явной спешке в конце года.
Случаям несвоевременного выделения бюджетных средств (камень преткновения для всей государственной системы России) в докладе тоже было уделено немало внимания. В частности, там отмечено, что включение в ФАИП бюджетных строек, ведущихся подконтрольными государству компаниями и их «дочками», находится под угрозой срыва. Одним из претендентов на вылет, как ни странно, оказался проект строительства космодрома Восточный. Также критически отстали от графика программа перехода к контрактной армии и масштабная модернизация воздушного движения.
О чем нельзя прочитать в отчете Минэкономразвития — так это о том, что ни один подрядчик, очевидно, не стал бы терпеть постоянные нарушения графика платежей. Если, конечно, это не «свой» подрядчик и в контракт изначально не заложены все возможные издержки, включая коррупционные. При такой системе отношений между государством в лице чиновников и подрядчиками в лице их знакомых стоит ли удивляться, что из 129 объектов ФАИП в срок были сданы лишь 76. Причем, что показательно, умудрились сорвать даже срок сдачи корпуса Кремлевской больницы.
Жонглирование рублями
По сути, все чудеса с освоением средств госбюджета происходят вследствие безнаказанности и отсутствия какого-либо серьезного общественного контроля. Чиновники и управленцы в госкорпорациях и их подрядчики даже не думают об эффективности инвестиций.
Но что еще более печально, они не стараются сделать хорошую мину при плохой игре. Фактически еще в начале проектов готовится благовидная причина, по которой тот или иной подрядчик не уложится в оговоренные сроки и смету. Как правило, ссылаются на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, рост цен на отдельные виды материалов, зарубежные санкции и т.д. Не стесняются зачастую пенять и на изначально неверные расчеты: благо тех, кто в нашей стране в состоянии сделать именно такие расчеты и не возражать против обвинений в некомпетентности, предостаточно.
Отметим, что в 2014 году была воссоздана комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, которая, по словам все того же Алексея Улюкаева, рассматривала государственные программы и анализировала, «что в них можно поджать, где возможен структурный маневр». Судя по всему, рассматривала-рассматривала, да все просмотрела…
***
В сложившейся непростой экономической ситуации, когда многие граждане вынуждены сокращать расходы даже на питание, правительству России пора поменять подходы к контролю над бюджетными расходами. Идей предостаточно. Даже главы госкорпораций иногда предлагают вполне здравые идеи. Например, еще в конце 2014 года теперь уже бывший глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев предложил на возвратной основе выделять средства для федеральных целевых программ. Иными словами, вкладывать средства только в те проекты, которые способны стать окупаемыми в обозримой перспективе. Речь, разумеется, идет не о социальной инфраструктуре, которая априори должна способствовать достижению вполне конкретных результатов, прежде всего росту уровня жизни и благосостояния жителей всех регионов РФ.
Возможно, имеет смысл прислушаться именно к этой рекомендации и начать оценивать результаты государственных инвестиций не в виде «процентов освоения», а в виде доходов, которые начинает на ежегодной основе получать российский бюджет. И попутно повысить ответственность за принимаемые решения. Деньги бюджета должны восприниматься как инвестиции в наше общее будущее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости