Новости – Люди












Люди
Все уйдет по плану

Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Провал первого антикризисного плана ничему не научил российское правительство
1 марта, 2016 07:00
7 мин
Судьба антикризисного плана на 2016 год остается под вопросом: ни содержание, ни источники финансирования программы до сих пор не определены, а итоги реализации прошлогоднего плана, которые могли бы как минимум послужить ориентиром для нового, держатся в секрете.
Как заявила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, правительство вообще не должно оценивать итоги своей работы. Это, мол, задача Государственной думы. Впрочем, даже беглого анализа тех скудных официальных данных, которые все-таки были обнародованы, достаточно, чтобы понять, каковы истинные причины молчания чиновников.
Видимая часть айсберга
Хотя Дмитрий Медведев выступит с отчетом о выполнении антикризисного плана прошлого года только 19 апреля, кое-что о нем уже известно. По предварительным данным Счетной палаты, на 1 января 2016 года из утвержденных пунктов на общую сумму 2,3 трлн руб. полностью выполненными можно считать всего 16 — то есть 26,7% плана. В той или иной степени реализованы 30 пунктов (50%), и еще 13 не выполнены совсем (23,3%).
Понятно, что оглашать такие итоги совсем не в интересах кабмина. Каждый второй пункт антикризисной программы — 2015 остался недоделанным, а каждый пятый и вовсе стал лишь красивыми словами на официальной бумаге. То же, что все-таки было сделано, далеко не во всех случаях дало хоть сколько-нибудь положительный результат. Санация банковского сектора была самым дорогостоящим пунктом плана — на нее было заложено ни много ни мало 1 трлн рублей. Однако судя по тому, что российские банки продолжают получать «черные метки» от ЦБ и ликвидироваться, меры по оздоровлению финансовой системы России к успеху не привели. А деньги потрачены. Все.
Другой пример результативности использования вложенных в программу средств — это «поддержка» регионов. Согласно плану, улучшить экономический климат в стране предполагалось в том числе путем снижения уровня кредитной нагрузки на регионы, погасив их задолженности по коммерческим займам. С этой целью 71 субъекту были предоставлены опять же кредиты, но уже из федеральной казны — на общую сумму 284 млрд руб. В результате совокупный долг регионов за январь — сентябрь 2015 года сократился всего лишь на 74 млрд. Куда ушли остальные средства, пока не ясно. Но, видимо, выяснять подобные вопросы также не входит в задачи правительства.
И так практически везде. Деньги либо не использовались по назначению, либо застревали на банковских счетах, либо приходили с таким опозданием, что не давали практически никакого эффекта. То же — с проработкой нормативной базы и улаживанием бюрократических формальностей. Как утверждает Счетная палата, на момент проверки исполнения плана в ноябре 2015-го целый ряд предусмотренных программой нормативных актов еще даже не был утвержден, а часть юридических решений, которые было необходимо принять в апреле, фактически состоялась лишь в конце октября.

Совещание по экономическим вопросам в Кремле. Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Пункт последний: умыть руки
В целом итог всей этой административной нерасторопности можно обрисовать так: несмотря на то что реализация заявленных мер потребовала колоссальной суммы — более 3% ВВП РФ за 2015 год, деньги до реального сектора экономики в большинстве своем так и не дошли.
Почему? Ответ банален. Главная ошибка антикризисного плана — 2015 состоит в том, что этот документ никогда не был планом. Планом принято считать перечень конкретных действий с четким графиком исполнения и персонализацией ответственности за результат. То же, что 27 января минувшего года утверждено кабмином, было лишь пространным списком указаний и с самого начала не считалось чиновниками чем-то обязательным для исполнения. В правительстве не то что не скрывали, а даже подчеркивали, что этот документ не догма, что по необходимости план будет корректироваться и реализация его будет зависеть от ситуации в экономике. После того как чиновники столь откровенно сняли с себя всякую ответственность за выполнение программы, стоит ли удивляться ее эффективности?
Все равно получишь ноль
История с планом-2016 выглядит еще более печальной, по сути, даже не успев начаться. Например, правительство очень гордится тем, что в этот раз для борьбы с кризисом оно «просит» намного меньше денег, чем в прошлом году. Правда, не может точно сказать, сколько именно. Большинство пунктов плана не содержат даже примерной сметы, а расходы на те, в которых цифры есть, набегают на 737 млрд. руб. В других источниках фигурирует цифра 827 млрд. В то же время министр финансов РФ Антон Силуанов говорит о каком-то принципиально согласованном проекте антикризисного плана на 250 млрд руб., из которых в антикризисном фонде имеется 120 млрд.
Странность происходящего заключается в том, что в утвержденном на 2016 год государственном бюджете никакого антикризисного фонда не предусмотрено. Ведь на момент утверждения этого документа правительство считало, что кризис в стране уже преодолен и можно переходить к обычной штатной работе.
Но потом нефть «неожиданно» снова упала в цене, вот и пришлось чиновникам впопыхах изобретать новую программу — а точнее, поворачивать старую другим боком: часть «гениальных решений» из прошлогодней программы (об их эффективности сказано выше), без сомнений, перекочевала в актуальный план в той или иной форме. По крайней мере, опыт переливания денег из бюджета в банки в правительстве уже совершенно точно решили повторить. (Видимо, чиновники рассудили, что это единственный из «старых» пунктов, с которым они справились на все 100%.)
Так, в плане предполагается поддержка четырех приоритетных отраслей — это автомобилестроение, транспортное машиностроение, жилищное строительство и легкая промышленность, и осуществляться она будет прежде всего через «предоставление ликвидности отраслевым банкам». Ведь в прошлом году сработало. Если бы не господдержка в размере 50 млрд руб., то российский автомобильный рынок, как утверждают эксперты, имел все шансы провалиться наполовину, а благодаря принятым мерам удалось удержать падение на отметке только 40%. Что называется, почувствуйте разницу.
***
Вывод из всего происходящего можно сделать один. Никакого антикризисного плана в этот раз тоже нет. Потому что отсутствует главное — общая глобальная стратегия социально-экономического развития государства в целом. Что-то называемое планом ведомства составляют исключительно из-под палки, по принципу «проси больше — дадут сколько осталось». Минфин периодически тестирует общество на предмет конфигурации границ принципиально допустимого, выбрасывая идеи вроде предложения на четверть сократить социальные расходы бюджета. Ряд других ведомств пытается протолкнуть идею увеличения пенсионного возраста и сокращения размеров пенсий для некоторых «дармоедских» социальных категорий вроде разных там «самозанятых» граждан.
А на выходе получается обыкновенная сборная солянка из предложений различных ведомств, в значительной степени между собой не только не стыкующихся, но и прямо противоречащих друг другу. С таким подходом к формированию целей, не говоря уже о такой степени исполнительской дисциплины и ответственности за результат, говорить об эффективности декларируемых мер не приходится. Остается лишь радоваться, что «в этом году денег потратится меньше».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости