Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Возвращение к полке

В Петербурге известные режиссеры, кинокритики и журналисты обсудили вопросы цензуры в советском и современном российском кинематографе
Евгений Уткин
24 сентября, 2014 16:23
5 мин
Кадр из фильма «Дети-404» Аскольда Курова, 2014 год
В Санкт-Петербурге 23 сентября в рамках кинофестиваля «Послание к человеку» состоялся круглый стол «А судьи кто?...Государственная цензура в советской и российской кинематографиях». Кинокритики, журналисты и режиссеры обсуждали вопросы цензуры: кто и как сегодня оказывает давление на российский кинематограф; существует ли в стране цензура, какова была специфика советской киноцензуры и как она отразилась на судьбе мастеров кинематографа. Дискуссия была приурочена к специальной фестивальной программе «Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры».
Первым взял слово известный киновед Валерий Фомин, который, вспоминая советский период отечественного кинематографа, рассказал, что не все фильмы, которые оказывались на «полке» в те годы, были такими великими картинами, как «Андрей Рублев» Тарковского или «Комиссар» Аскольдова. «Однако в 60-е годы, когда мы в Госфильмофонде, где я работал, эти фильмы отсматривали перед тем, как отправить на «полку» в хранилище, было ощущение, что эти картины никто больше никогда не увидит, что это какое-то убийство чего-то живого», — рассказал Фомин.
По его словам, многим крупным советским режиссерам так и не позволили снять свой «главный фильм». Так, Глебу Панфилову не дали сделать «Жанну д'Арк», Сергею Бондарчуку — «Тараса Бульбу».
Кадр из фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, 1966 год
Кадр из фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, 1966 год
Режиссер Андрей Смирнов изложил свою версию истории советской киноцензуры. По его мнению, из-за того, что четких цензурных правил не существовало, все упиралось в личность чиновника. Касаясь сегодняшней ситуации в отечественном кинематографе, Смирнов заявил, что сейчас у нас «свобода слова есть только в интернете». Режиссер отметил, что «размышлять о том, чем отличалась киноцензура при Хрущеве или при Брежневе — это разбираться в оттенках дерьма. Сегодняшняя же цензура имеет совершенно другие корни».
Остроту дискуссии добавило появление на круглом столе известного телеведущего Максима Шевченко, который во время выступлений других участников даже не пытался скрывать зевоту. Взяв слово, он стал рассуждать о положении дел со свободой слова в мусульманских регионах России, дал негативную оценку известной акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и обрушился с критикой на либералов.
В ответ на это Смирнов воскликнул: «Я как либерал не собираюсь дальше это слушать и покидаю это собрание!», взял куртку и удалился. В свою очередь, уход режиссера прокомментировал присутствовавший на дискуссии журналист и гость фестиваля Олег Кашин, который заметил, что подобные вещи в последнее время стали «коронным номером» режиссера.
Кинокритик Виктор Матизен попытался изложить свою версию истории советской киноцензуры. По его словам, в каждом конкретном случае было понятно, что вызывало недовольство чиновников, несмотря на отсутствие специальной инструкции. Например, запрет мог быть наложен на фильм по причине несоответствия «требованию типической образности».
Сегодняшнее положение с запретами в отечественном кинематографе Матизен определил следующими словами: «Цензура никуда не делась. Она возвращается. Просто никто не называет ее цензурой. Любой внесудебный запрет картины, невыпуск ее в прокат — вот что называется цензурой», — отметил кинокритик.
Кадр из фильма «Начало» Глеба Панфилова, 1970 год
Кадр из фильма «Начало» Глеба Панфилова, 1970 год
Тележурналист Андрей Шемякин согласился с мнением, что в российском кино усиливаются те или иные запреты. По его словам, «сегодня возникает ощущение какого-то дежавю, когда все идет по кругу». Тележурналист считает, что место советской административной цензуры заняла экономическая. Это привело к усилению самоцензуры у режиссеров, которые боятся и не хотят делать новое. В целом же, по мнению Шемякина, в нашем кинематографе к недостаткам социалистической цензуры добавились недостатки капиталистической системы.
Молодой режиссер-документалист Аскольд Куров рассказал участникам круглого стола историю своего фильма, посвященного жизни подростков — представителей сексменьшинств. По словам режиссера, предупреждения о возможных проблемах доходили до них еще до начала съемок фильма. На премьере картины вначале появились представители различных патриотических организаций, потом приехала полиция. «После премьеры меня вызывали в прокуратуру, где на основании жалобы какого-то депутата началась проверка по моему фильму. Прокурор спрашивал, почему мы сняли такой фильм. Сам факт того, что такие вопросы мне задает прокурор, меня, конечно, поразил», — добавил режиссер.
В свою очередь, другие молодые кино- и театральные режиссеры, присутствовавшие на круглом столе, рассказали о тех запретах, с которыми им пришлось столкнуться в своей работе. По мнению творческой молодежи, сегодня нет строгой системы запретительных институтов (например, худсоветов), но их функции с энтузиазмом исполняют отдельные представители публики.
темы
5 мин