Возрождение пионерии как диагноз: мы потеряли свою молодежь
Разговоры о воскрешении в России пионерии разбились о чеканное заявление Дмитрия Пескова, что Кремль «никаким возрождением никакой пионерии» заниматься не будет. А что будет? Будет, как рассчитывают во власти - причем в самых широких кругах, от рядовых депутатов до руководителей комитетов, с полным одобрением президента - некое новое детско-молодежное движение, которое будет помогать воспитывать будущие поколения россиян.
К теме возрождения пионерии подтянулись и соцопросы. Конечно, вряд ли можно назвать серьезным исследованием голосование в ТГ-канале brief, но тем не менее, некоторые выводы сделать можно.
Так вот, тема восстановления пионерии читателям канала интересна. Вопросов, в том числе перекрестных, было много, и авторы канала пришли к следующим умозаключениям: большинство (53%) не понимает смысла воссоздания этой организации, ее необходимости и целей, а 12% переживают, что это будет пустая формальность. За восстановление пионерской организации высказались, между прочим, 42% опрошенных.
Другими словами, людей волнует досуг и воспитание детей и молодежи, и людям важно, чтобы детьми занимались всерьез.
Но, к сожалению, ничего на базе «Большой перемены» - российского молодежного движения, платформы для создания будущей нео-пионерии - у наших властей соорудить не получится.
На самом деле, в России сейчас есть большое количество всевозможных движений, организаций и прочего, которые как-то занимаются с детьми. Мы не про кружки лепки и рисования, а именно про систематическую работу с молодежью на базе чего-нибудь - да хотя бы спорта, где при этом детям прививались бы базовые навыки взаимодействия с другими детьми и со всем обществом.
Если перестать ностальгировать по счастливому советскому детству, то можно будет вспомнить, что пионерия - это не про летние лагеря, красные галстуки и громкие лозунги.
Это про воспитание будущего строителя коммунизма с младых ногтей. «Мы - пионеры, дети рабочих», вот это вот все. Да, пионеров учили помогать младшим, слушаться старших, не быть равнодушными к несправедливости, блюсти общественный порядок - и это было здорово. Но смысл пионерии был ровно в том, чтобы растить и воспитывать детей в духе коммунистической идеологии, и никак иначе.
Больше скажем: именно поэтому пионерия и была эффективна. Именно поэтому пионерия как организация давала путевку в жизнь очень многим ребятам. Среди пионеров выявлялись лидеры, которые затем шли дальше - в комсомол, а затем - и в партию. Таков был путь, и нельзя сказать, что он был плох. Пионерия была важной частью всей государственной системы.
Потому что государство тогда знало, чего оно хочет, куда идет и какие ценности хочет привить своим пока еще юным гражданам.
А что мы будем прививать детям сейчас? Какие базовые социальные ценности - справедливость? Социальная ответственность? Новости из нашей действительности даже на самом нейтральном и не оппозиционном сайте разобьют эти ценности как хрусталь об асфальт. Чувство долга? Да перед кем? Перед судебными приставами, пришедшими конфисковывать имущество не вписавшихся в рынок родителей за просроченный кредит, взятый на оплату коммунальных счетов?
И вновь встает острый вопрос, который на самом деле можно считать ключом к очень многим проблемам России: отсутствие внятной национальной идеологии: кто мы, что мы умеем, чего мы хотим. И, к слову, не стоит винить в этом государство: национальные идеи всегда приходят снизу, а вот оформить их сверху должно как раз не государство, а национальный лидер. Но что делать, если оформлять-то пока нечего? Мы-то сами знаем, зачем оно все? То-то же.
Пионерия как идея нам и правда очень нужна. Потому что молодежь свою мы потеряли. Точнее, сами отдали в руки ютуба, соцсетей, продюсеров тик-ток хаусов, эффективных менеджеров и прочих. А потом удивляемся, что за дети такие пошли: то на митингах Навального скачут, то на Вечный огонь помочатся, то над бабушкой с деменцией на весь рунет потешаться будут, то еще что похуже. Ну и как вишенка на торте - пойдут забрасывать коктейлями Молотова военкоматы в момент, когда России по сути объявлена война на уничтожение.
Песков в чем-то прав: именно пионерию возрождать, конечно, смысла никакого нет. С момента распада СССР уже прошло 30 лет, мы уже живем не при коммунизме.
Но пионерия, если вспомнить, была калькой со скаутского движения, существовавшего еще во времена царской России. А после революции большевики даже девиз у них переняли - «Будь готов!», и галстук - правда, перекрасили из синего в красный.
Так не лучше ли попробовать вернуться к корням? Ведь скаутское движение в России, помимо прочего, готовило детей к службе в армии, как высшей степени служения своей стране, ведь аристократия в Российской Империи, как мы помним, исторически сложилась именно как служилая аристократия. Да, у скаутского движения была трудная судьба - сперва Первая мировая, потом распад Империи, белое движение, Вторая мировая - но все же. Как раз будет возможность поработать над ошибками и учесть слабые места предшественников будущей всероссийской молодежной организации, включая и опыт большевиков в том числе.
А если хочется заверещать в пацифистском угаре, мол, зачем дитяток к войне готовить и вот это вот все - так можно вспомнить, что скаутские движения чрезвычайно широко распространены по всему миру, в особенности у наших геополитических противников. И, что интересно, скаутское движение на Западе - как правило, деполитизированная структура, а идеология - весьма проста и не меняется в веках.
Будь у нас хоть что-то похожее на такое движение - то, глядишь, сейчас светские дивы не по Тель-Авиву разгуливали бы, а работали санитарками в госпиталях ЛДНР. А молодые «креативные» парни не пытались бы избавиться от своей русской национальности где-нибудь в эмиграции, а... впрочем, и сами знаете.