Новости – Общество
Общество
Возрождать забытые традиции
Изделия Александра Шумихина хранятся не только в российских музеях, но и украшают частные коллекции за рубежом. Фото: vk.com
Центр берестяных изделий в Поморье претендует на звание третьего в России памятника нематериального культурного наследия
5 декабря, 2015 12:00
8 мин
В этом году в списке достопримечательностей Архангельской области появился новый и весьма неожиданный объект. Мастерская по изготовлению берестяных изделий известного не только в России, но и за рубежом Александра Шутихина, наряду с Соловками и Белым морем, попала в турмашруты региона. Проект уже выиграл два гранта и рекомендован всем операторам Поморья для презентации как российским, так и иностранным гостям.
Северная звезда
Имя Александра Шутихина, живущего под Котласом, известно давно. Мастер своими руками сделал большую коллекцию этнографических изделий. Его туески, солонки и сувениры есть в самых известных этнографических музеях крупных городов России и в частных коллекциях за рубежом. Его изделия народного промысла хранят в одном ряду с мировыми произведениями искусства и ювелирными коллекциями.
Но в родном Котласе мастерской Шутихина заинтересовались только в прошлом году. Тогда в регионе стали активно развивать сельский туризм, и на карте турмаршрутов появились Каргопольский и Пинежский районы, где гостей привлекали не только уникальная природа сурового края, фестивали, но и возможность научиться печь поморские пироги, прясть шерсть, а также многие другие традиционные для северян занятия.
В Котласе в первую очередь вспомнили о мастерской Шутихина.
– Мы подготовили проект «Северная звезда», — рассказывает директор муниципального «Центра развития туризма и народной культуры» Котласского района Мария Лахтионова. — И мастерская по работе с берестой сразу взяла два гранта. Ее отметил благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, проект победил на Всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых сел».
Свобода заниматься чем угодно
54-летний уроженец и житель Котласа Александр Шутихин занялся берестой в 1991 году. В доме деда в деревне Бушманихе Кировской области у брата, раньше увлекавшегося этим ремеслом, оказались большие запасы бересты. Шутихин попробовал с ней работать и сразу понял, что это его призвание. Мягкая и нежная береста под руками мастера и благодаря полету его фантазии превращалась в причудливые корзинки, шкатулочки, фигурки.
Учился у местных мастеров. Уже в 1995 году заслужил звание «народный мастер». Изготовление туесов, солонок, корзинок освоил основательно. Архангельские, соседние вологодские и кировские музеи приобретали изделия Шутихина. Он участвовал во многих российских и зарубежных выставках.
В совершенстве освоив технику изготовления малых изделий, мастер решил возродить традицию русского Севера — делать берестяные лодки.
Из бересты по заказу можно сделать все что угодно. Фото: vk.com
– Нельзя сказать, что это мое новое дело, все-таки 10 лет ими занимаюсь, — рассказывает Александр Шутихин. — Это наша российская история, и более ответственное дело. Если туесок протек, ничего страшного, а если разойдутся швы берестяной лодки посреди Белого моря, — это трагедия. Я сделал 15 лодок, но пока случаев брака не было.
Когда в 2009 году в Карелии он три дня с коллегами делал берестяную лодку, за ним по пятам ходили телевизионщики. На своей лодке он с археологом Соловецкого музея Александром Мартыновым за два дня маршрутом туристов и паломников доплыл до Соловков, а о его работе сняли документальный фильм «Самая легкая лодка мира».
Лодки Александр Владимирович делает под заказ музеев. Особенным спросом пользуются обшитые кожей. Мастер сделал две чукотские байдарки, эскимосский каяк и ирландский коракл. Их можно увидеть в музее Салехарда, на Соловках и в Калининградском музее мирового океана.
Одна проблема — его мастерская — за 250 км от Котласа. Мастеру приходилось на неделю уезжать в деревню, работать, а потом возвращаться в город с готовыми туесками и сувенирами. Поэтому на первый грант было решено арендовать дом в деревне Студениха под Котласом под мастерскую, закупить деревообрабатывающее оборудование, инструменты, мебель, компьютерную технику.
В мастерскую потянулись экскурсии, которые неожиданно стали пользоваться успехом. Первыми к Шутихину стали приезжать школьники и коллекционеры, потянулись небольшие группы иностранных гостей, которых завозили «по пути».
Это способствовало получению второго гранта, на который мастер пару недель назад купил под мастерскую дом в Куимихе. Часть гранта была потрачена на строительство дороги к его мастерской народных промыслов.
– Появился большой спрос на его творчество, — рассказывает Марина Лахтионова. — Мастерская уже включена в районный туристический маршрут, мы готовим документы для получения областных грантов в следующем году. Без мастерской у нас, конечно, весомых аргументов не было.
Теперь здесь могут рекламировать товары из бересты: кухонную утварь, сувениры, приспособления для охотников и рыболовов.
Согласны с директором муниципального центра и в администрации области.
– Только в последнее время власти Котласского района стали проявлять активность, — поясняет заместитель начальника управления развития туризма Архангельской области Анна Тютрина. — В Котласе построили хорошую гостиницу, а, значит, для туристов появилась возможность ночевать в привычных условиях, посвящая день сельскому туризму. Систему таких гостевых домов мы активно развиваем в области. Да, почти 40% туристов посещают Архангельск, но и другие районы пользуются большой популярностью. Например, туристический медовый центр региона — Устьянский район — особенно полюбили москвичи. Надеемся, и уникальная мастерская займет достойное место в турмаршрутах не только области, но и страны.
Мастер решил возродить традицию русского Севера — делать берестяные лодки. Фото: vk.com
Как утверждают туроператоры Котласа, спрос на экскурсии в мастерскую есть. Но сейчас, перед Новым годом, основные турпотоки идут на родину Деда Мороза в соседний Великий Устюг. Хотя, по словам собеседников РП, в мастерскую к Шутихину надеются проложить регулярные экскурсии в следующем году.
«Здесь своя аура»
Но, как говорит мастер, нельзя смешивать бизнес и культуру.
– Я однозначно хочу видеть туристов в своей мастерской. Но зачем мне указатель на доме в деревне? Это же не город! Тут все рядом. Кто-то считает мою работу бизнесом, кто-то увлечением. Но это — моя жизнь. Провожу мастер-классы для молодежи. Очень хочется кого-то увлечь таким творчеством. Каждому художнику, мастеру нужна своя мастерская. Не может художник творить на кухне, где его постоянно «пинает» жена. Мне предлагали нанять красивую девушку, чтобы она рассказывала гостям, какое это интересное и важное занятие. Мне предлагали деньги, чтобы я работал, не замечая, что по моей мастерской ходят гости. Отказался потому, что это неправильно. Здесь своя аура, позволяющая возрождать забытые народные традиции.
Но самое главное, считает Александр Шутихин, это уникальность промысла, который по праву считается достоянием России.
– Есть такое понятие — памятник нематериального культурного наследия. Это — обычаи и обряды, знания и навыки народов определенной территории. У нас только в Архангельской области, если этим заняться, можно легко найти десяток таких памятников!
По словам мастера, изготовление тех же берестяных изделий тоже заслуживает того, чтобы считаться памятником. И обидно, если с уходом мастеров, он одномоментно исчезнет. За 25 лет работы Шутихин так и не смог найти ученика, которому передал бы все свои знания и навыки. Не идет молодежь! Пробовал даже деньги платить за обучение, не помогло.
– Им сейчас интересны всякие гаджеты, вздыхает мастер. — А мне нужен тот, кто придет не по объявлению, а по зову души.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости