Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Война постоянно звучит внутри»

Диорама займет центральное место в персональной галерее художника. Фото: Сергей Спицын/ «Русская планета»
Новосибирский художник-баталист Вениамин Чебанов — о детских мечтах, батальной живописи и рисунках с фронта
Сергей Спицын
13 марта, 2016 18:00
9 мин
Мастерская 91-летнего Вениамина Карповича Чебанова, экс-председателя областного Союза художников, находится в мансарде пятиэтажного дома. В наполненном светом помещении главное место — у огромного полотна-диорамы, над которым постоянно трудится художник. На картине бойцы сошлись в штыковую и в рукопашную. Диорама займет центральное место в персональной галерее художника, которую пообещал в этом году открыть мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
— Это моя лебединая песня, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Чебанов.
Вениамин Чебанов всей стране известен как художник-баталист, чье творчество посвящено Великой Отечественной войне.
«Для детей — последняя секунда перед атакой»
— Вениамин Карпович, что собой представляет диорама?
— Это посвящение 22-й гвардейской стрелковой дивизии, воевавшей на Калининском фронте и освободившей город Белый в ноябре 1942 года. Дивизия тогда освободила около 20 сел и деревень вокруг города. За это освобождение ей и было присвоено звание гвардейской.
Вениамин Чебанов известен как художник-баталист, чье творчество посвящено Великой Отечественной войне
Вениамин Чебанов известен как художник-баталист, чье творчество посвящено Великой Отечественной войне. Фото: Сергей Спицын/ «Русская Планета»
— Дивизия целиком состояла из сибиряков?
— Не совсем, там еще были рабочие с эвакуированных в Новосибирск заводов. Вообще, эта дивизия была добровольческой, и люди воевали там самые разные. Некоторых из них изображу на диораме.
Был такой секретарь обкома комсомола Михаил Перевозчиков. В дивизии он был замполитом и погиб как раз во время наступления на город Белый. Вот он, в центре диорамы, пока без руки, но я ее дорисую, у него будет пистолет, а еще противогаз и командирская сумка. Он будет вести солдат в атаку. Когда диорама будет готова, то обязательно напишу аннотацию, где будет рассказано обо всех людях, которые изображены на картине.
— Сколько лет создаете диораму?
— Где-то четыре года, меня к этой работе подтолкнуло само общество. Ветераны войн, творческие организации подсказали, что необходимо нарисовать такую картину для будущего мемориала солдатам-сибирякам.
— Вы все-таки воевали немного позже, в 1944 году. Каким образом вы воссоздаете эпизод того боя, которого не видели?
— Эта картина вобрала в себя все сражения, которые я видел лично и в которых принимал участие как командир взвода. Этот эпизод аналогичен другим боям, ведь тактика не изменяется на протяжении многих лет.
Мне же в жизни очень пригодился боевой опыт: после войны окончил художественное училище в Иркутске и работал почти 40 лет в Западно-Сибирском книжном издательстве, где оформлял детские и юношеские книги на военно-патриотическую тему.
— Какие требовались сюжеты, чтобы детям рассказать о войне?
— Эпизод боев, наступление, освобождение — разные варианты. Важное отличие от взрослых работ, например, от этой диорамы, что в детских книгах нельзя допускать какую-либо жертву или жесткий элемент боя. Максимум, что можно нарисовать — это последняя секунда перед началом атаки, когда бойцы целятся друг в друга, но еще не стреляют.
«В бою о смерти своей не думаешь»
—  Правильно понимаю, что тяга к живописи у вас с детства?
—  Да, первые работы были еще в школе. Самое интересное, что не мечтал быть художником. Тогда в стране господствовала идеология — «Будь готов к труду и обороне», ребятишки млели от героев гражданской войны, все дети мечтали быть военными летчиками и моряками. Вот и я хотел быть моряком, но не военным, а исследователем, как Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен.
Но жизнь переменилась в четвертом классе. Помню, что-то чиркал на уроках рисования и мой учитель Александр Степанович Ботанин заприметил мои каракули и сказал, что у меня есть талант. И что нужно становиться художником.
—  Чему он вас научил?
—  Мыслить композиционно, делать не такие работы, как все. Стремиться удивлять окружающих.
—  Но когда началась война, то о рисовании, наверное, забыли?
– Да, сразу стало очень тревожно на душе. Помню, купался с друзьями на речке и вдруг раздался гудок из паровозного депо, где работал отец. И тревожно так гудел, как во время похорон машиниста. Мы прибежали с речки на улицу и нам говорят, что война началась. Потом был митинг, и там мы услышали сообщение Молотова. Правда, через какое-то время тревога ушла, и мы как-то раздухарились и даже огорчились, что лет нам маловато и не успеем повоевать. Мол, быстро война кончится.
—  Повоевать вы успели. Когда вас призвали?
—  В 1943, мне было 18 лет. Желание воевать осталось, только оно было другим. Понимал, что нужно защищать свой дом и страну, как это в свое время сделал мой отец в Первую мировую войну и гражданскую. Этот долг был превыше всего. Было четкое ощущение, что не погибну, и даже на фронте ни минуты не думалось о смерти, хотя погибали многие.
—  На фронте вернулись к рисованию?
—  Как ни странно, да. Завел себе такую привычку при написании писем домой обязательно прикладывать автопортрет. Однополчане увидели, стали просить, чтобы я их тоже изобразил. Короче говоря, я многих рисовал, и не только портретики, но и сценки из нашей фронтовой жизни, небоевые эпизоды.
За это мои солдаты меня отблагодарили. Когда уже освобождали Польшу, то после одного из боев мне подарили два настоящих альбома для рисования из ватмана. А еще как-то солдаты умудрились узнать о моей несостоявшейся мечте — быть моряком-исследователем — и принесли офицерский мундир немецкого моряка с кортиком.
Хранились альбомы вместе с красками на хоздворе. С собой у меня был маленький блокнотик, он и уцелел. А альбомы сгорели после очередного артиллерийского обстрела немцев.
— Приходило ли вдохновение во время боя?
—  Нет, там я был занят другим. Думал, как сохранить людей, как выполнить приказ. Как дойти до места, захватить высоту, первую линию, траншею.
В бою даже о своей смерти не думаешь. Чувствуешь опасность и тревогу. Да и сама атмосфера не располагает к какому-либо вдохновению. Сложно это объяснить, это даже не ужас, это нечто непередаваемое: некий единый момент, когда идет наступление, орут бойцы и плачут раненые. В эти моменты внутри работает только голос самосохранения, который без конца подсказывает, в какую воронку лучше нырнуть, когда устремиться в атаку.
«Дежавю — чувствую, это было на фронте»
—  Судя по вашему творчеству, у вас множество сюжетов. Что интереснее писать?
—  Все же войну, потому что она постоянно звучит внутри. Как говорят мои однополчане, разве такое можно забыть? Забыть ощущения, когда тебя засыпает разбухшей, весенней землей после взрыва мины? Это был самый страшный момент войны. И дело не только в боли и удушье, меня накрыл страх, да такой, какого никогда больше не было. Понимал, что еще жив, но меня никто не спасет, потому что солдаты заняты боем. Был в полуобморочном состоянии и потерял счет времени. Очнулся, когда меня откапывали, и кто-то из солдат разрубил лопатой сапог.
—  Вот все эти переживания, можно ли их передать на картине?
—  В общем-то, можно, но это будет бледная копия увиденного. Но я не делаю на этом акцент, потому что любая моя картина — героическая и дает представление о наших предках.
—  Вас называют чуть ли не последним художником-баталистом Великой Отечественной войны.
—  Видимо, только по той причине, что в основном рисую батальные сцены. Я же преклоняюсь перед Василием Верещагиным, мне кажется, у него были куда лучше работы. И индийский цикл, и Отечественная война 1812 года, и Балканские войны, где он был корреспондентом. Он эту тему знал, потому что сам там был. Хотя иногда хорошие баталисты получаются, когда обстоятельства заставляют. Например, Франц Рубо, автор батальных панорам о Крымской войне, не воевал, но был преподавателем на кафедре военного искусства, и понимал, что нужно изобразить.
—  Как вы создаете свои картины? Как рождается их замысел?
—  Это подсознание. Как у Василия Сурикова, хотя все же это, наверное, байка. Будто бы, когда он создавал «Боярыню Морозову», то прежде увидел на снегу черную ворону, и она превратилась в эту боярыню.
Также и у меня. Допустим, читаю книгу. Не о войне, а о чем угодно. И вдруг от прочитанного возникает некое ощущение, и я понимаю, что когда-то такое уже испытывал. Дежавю. И это было на фронте, и вот в этот момент, перед глазами появляется картинка из того времени. Мысль развивается, и вижу конкретные образы. Еще минуту назад ничего не было, а теперь вижу эпизод после боя, у костра с походным котелком и в голове уже есть картина «По дорогам войны» — о братской, солдатской солидарности.
— Что вы хотите, чтобы почувствовал ваш зритель?
—  Чтобы он понял, какими усилиями, какой кровью и тяжестью доставалась победа. Чтобы зритель проникся тем волнением, какое возникает у меня. Чтобы он почувствовал эту трагедию.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ