Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Владимир Красное Солнышко: тысяча лет с князем

28 июля Русская православная церковь отмечает день памяти князя Владимира, крестителя Руси
Владимир Лактанов
2 мин
Крещение Руси. Изображение: Виктор Васнецов
Равноапостольными в православной традиции именуют святых, обращавших народы в христианскую веру и тем самым вставших в один ряд с двенадцатью апостолами, учениками Христа. Русских святых в этом списке пятеро. Именно князь Владимир — во многом, конечно, благодаря влиянию своей бабушки, княгини Ольги, тоже равноапостольной — раз и навсегда определил цивилизационный выбор Руси.
Что празднуем?
Казалось бы, в смерти человека нет ничего радостного: как может считаться праздником день ухода из жизни? Но смерти, как известно любому христианину, нет: в православной традиции день памяти святого — не просто день кончины, а день рождения для будущей вечной жизни. В связи с церковной традицией и в гражданском обществе в дореволюционное время всегда отмечались круглые даты со дня преставления святых. Ведь именно в час смерти подводится итог земной жизни человека, его деятельности. И чем больше добрых и значимых дел успел сотворить человек — тем больше будут радоваться Церковь и все православные христиане в день его памяти.
Преставление святого равноапостольного князя Владимира тем не менее на русской земле широко не отмечалось, этот праздник считался «средним». Впервые этой дате придали общегосударственное значение лишь в 1888 году, в честь празднования 900-летия крещения Руси. Большее значение день памяти князя Владимира получил уже в XX веке: после гонений на православие в большевистской России русские люди в изгнании переосмыслили значение этого дня. Этот день за границей отмечался под разными названиями: День русской культуры, День русской славы и так далее, а после вернулся в Россию на волне возрождения православных традиций после падения коммунистической идеологии.
Сказка или быль
Легенды, ходившие о князе во время его жизни и много столетий позже, сильно затруднили работу исследователей нашего времени. Однако важно обратить внимание даже не на то, сколько у Владимира-язычника было наложниц до принятия святого Крещения. Менять жизнь в зрелом возрасте крайне тяжело.  И князь Владимир смог. По мнению заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессора Алексея Светозарского, князь Владимир качественно, принципиально изменил свою жизнь — причем, в отличие от многих европейских правителей, которые принимали христианство из чисто практических соображений, для Владимира этот выбор был нравственным, что видно из всей его дальнейшей жизни.
В самом деле, весьма сомнительного с точки зрения моральных качеств человека выбрало провидение для роли утвердившего христианство на Руси. В церкви нет святых, а есть кающиеся грешники. Князь Владимир и был таким: даже по языческим меркам он был преисполнен зла и жестокости. Владимир стал примером, как можно и нужно менять свою жизнь, тем самым хрестоматийным преображением из грешника в праведника. Оба его сына — как награда за титанический духовный труд над собой: святые Борис и Глеб исцеляли больных и творили многие чудеса на земле русской.
Как изменилась Русь
Выбор веры был поворотным моментом в жизни юного государства: византийская вера  предопределила все последующее его развитие — от политики и экономики до культуры. В 990 году киевляне услышали почти ультимативный призыв князя: «Аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищ... противен мне да будет».
Многие традиции, распространенные у древних славян, ушли в прошлое, например многоженство, умыкание девиц. Сильно изменилось отношение и к зависимым людям: холопам да крепостным, к юродивым и нищим. В них стали видеть прежде всего человека, такого же грешника, как и все, кто живет под Богом. Если бы Владимир, как утверждают некоторые исследователи, крестил Русь «огнем и мечом», навязывая народу нечто совершенно чуждое, то история христианства на Руси закончилась бы вскоре после его преставления. На самом деле христианство было известно на Руси и до Владимира. Во многих городах уже были отстроены храмы, некоторая часть горожан — пока небольшая, но все же: дружинники, купцы — были христианами. Русь, еще такая молодая и доверчивая, желала обновления — и получила его в качестве государственной религии из рук князя. «Победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю» — так писал о крещении Руси Лев Гумилев. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин