Новости – Общество
Общество
Визы против интеграции
Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС
Россия должна соблюсти баланс между безопасностью собственных граждан и евразийскими интересами
5 мая, 2016 11:00
5 мин
Первый замглавы комитета Совета Федерации по вопросам безопасности Франц Клинцевич жестко отреагировал на случившееся в ночь на 24 апреля под Сызранью массовое убийство, когда уже установленные и пойманные уроженцы Азербайджана жестоко расправились с семьей бывшего руководителя местного полицейского главка.
В беседе с журналистами сенатор был категоричен: России пора задуматься о введении визового режима со странами Средней Азии, поскольку число «гастролирующих» оттуда преступников выходит далеко за все разумные пределы. «Всему должна быть своя крайняя черта, — заявил он на встрече с журналистами. — Зверское убийство бывшего главы сызранской полиции и его родственников выходцами из Средней Азии — это, как по-моему, свыше меры». Клинцевич также напомнил и о недавнем кошмарном убийстве няней из Узбекистана Гюльчахрой Бобокуловой ребенка в Москве.
Визы не помогут
По мнению сенатора, перед руководством страны неизбежно ребром встает вопрос, что же более важно — тесные и дружеские отношения с бывшими советскими республиками с перспективой включения их в большой евразийский проект либо безопасность собственных граждан. Как уверен сам Клинцевич, объективно совместить одно с другим не получится. Но он тут же уточнил, что речь не идет о Киргизии и Казахстане, с которыми у РФ «особые отношения».
Впрочем, справедливости ради сразу же внесем ясность. По состоянию на сегодняшний день достоверно известно, что уроженцем Таджикистана является лишь предполагаемый главарь банды Махмадали Ахмадов. Остальные члены шайки — азербайджанцы, и к Средней Азии они формально имеют самое отдаленное отношение. Однако гражданство главного подозреваемого стало достаточным детонатором для того, чтобы до сей поры неспокойно дремавший вопрос о визовом режиме со странами Средней Азии снова поглотил умы разномастно рефлексирующих комментаторов, причем представляющих идеологически диаметрально противоположные лагеря. В вопросе визового режима вдруг стали солидарны националисты (что логично) и самые «патентованные» представители либерального лагеря вроде незабвенной Божены Рынски, которая «при всей ненависти к Бастрыкину» полностью согласна с тем, что вопрос с профилактикой преступной деятельности среднеазиатских «гостей» следует решать столь радикальным образом.
Но радикальным ли? Своими сомнениями на сей счет с «Русской планетой» поделился политолог Аждар Куртов. «Можно было бы серьезно говорить о перспективах введения визового режима со странами Средней Азии, если было бы очевидно, что эта мера что-то действительно даст для профилактики преступлений, — пояснил эксперт. — Но честно зададимся вопросом: действительно ли эта мера станет препятствием для квартирующих в тех странах преступных группировок? Они и впрямь не смогут устраивать "гастроли" в богатую Россию?»
На свой риторический вопрос Куртов дал будничный ответ: никакой визовый режим не станет гарантией, что кошмар не повторится. Такой гарантией, настаивает политолог, может стать лишь усиление взаимодействия между российскими правоохранителями и их коллегами из стран Средней Азии, в том числе и в части профилактики такого рода преступлений.
Но по этой-то части, констатируем мы, и фиксируется самая большая проблема. Да, таджикские правоохранители сперва задержали Ахмадова на границе с Афганистаном, а затем сдали его своим российским коллегам, когда пронюхали, что тот летит в Москву. Это все прекрасно. Но сложно предположить, что преступная деятельность земляка стала для них откровением. Почему столь нужное сотрудничество Москвы и Душанбе не случилось хотя бы месяцем ранее? Неприятный вопрос, заставляющий большинство неравнодушных наблюдателей мотивированно склоняться все же к позиции Клинцевича, а не сторонника евразийского проекта Куртова.
«Царский» путь
Евразийская тема в этой трагической истории вообще стала очень уязвимой, опасно уязвимой. Потому что у Москвы, кажется, действительно нет теперь четкого и определенного понимания, имеет ли смысл и далее говорить о каком-то евразийском проекте, если тот же Таджикистан самим вялым и спорадическим участием в дискуссии как будто бы делает России некоторое одолжение. А на деле, как видим, далеко не всегда готов «познаваться в беде».
Но если не отказываться от евразийского проекта, тогда, получается, и о каком бы то ни было визовом режиме заикаться нельзя? Или можно, но тогда, выходит, и сооружение альтернативного Западу полюса оказывается под неиллюзорной угрозой? Можно, конечно, рассуждать о возможности некоего «третьего пути», который будет сочетать в себе расширение влияния РФ на Среднеазиатский регион с одновременными миграционными ограничениями.
Как видится, решение лежит исключительно в гуманитарной сфере, в той самой заветной «мягкой силе», о которой так много говорится на самых разных уровнях. Но, кажется, пока власть сама толком не понимает, как ее можно реализовать на практике. Извольте, вот самый подходящий случай назначить и реализовать «воспитательно-профилактические» мероприятия с нашими азиатскими соседями?
Пусть это будет не визовый режим, но некая программа культурно-бытовой адаптации, которую должны будут проходить те, кто возжелает прибыть в Россию с любыми целями, хоть и с туристическими. Вроде и не визовый режим, но некоторая четко прописанная процедура. Адекватное и сбалансированное решение можно найти всегда. Найти бы еще волю и терпение для претворения его в жизнь.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости