Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

«Вас как будто одна мама родила»

Солистки самодеятельного ансамбля «Россиянка» рассказали, что происходит, когда русский человек поет
Елена Коваленко
4 мин
Неважно умение, главное — желание петь, считают солисты «Россиянки». Фото из архива коллектива
Мало кому известно, что авторы уже ставшей русской народной песни «Ой, мороз, мороз» артисты Мария и Александр Уваровы в 1969 году основали собственный ансамбль «Россиянка». За время своего существования коллектив побывал в Германии, Франции, Италии, Чехии, Турции и на Кубе, и везде их принимали на ура. При этом, как утверждают зрители, никто не подозревает, что большинство участников «Россиянки» не имеют профессионального музыкального образования. Об истории и главных победах ансамбля корреспонденту РП рассказали руководитель и солисты коллектива.
В основное время они врачи, воспитатели, секретари, продавцы, студентки и школьницы, но два раза в неделю на несколько часов эти липецкие девушки преображаются, становятся настоящими артистками одного из старейших самодеятельных ансамблей страны — народным коллективом русской песни «Россиянка».
Они действительно все успевают: и петь, и танцевать, и профессионально играть на клавишных гуслях, балалайках, жалейках и бересте, при этом не имея музыкального образования.
«Многие зрители, когда мы приезжаем куда-нибудь, очень удивляются, узнав, что мы самодеятельность, — комментирует руководитель коллектива Ирина Романенко. — Говорят, что так выступать могут только профессиональные коллективы. На конкурсе имени Мистюкова, одном из последних, где мы выступали, заняли второе место. В нашей номинации было 16 коллективов, там были и профессиональные коллективы. А наш самодеятельный коллектив обошел профессионалов».
«Ой, мороз, мороз»
Ансамбль «Россиянка» был образован в 1969 году в Липецке профессиональными артистами Марией и Александром Уваровыми. Они долгое время были солистами Воронежского государственного русского народного хора. Визитной карточкой этого дуэта стала песня «Ой, мороз, мороз». Мария Уварова написала эту песню в 1955 году. После фильма «Хозяин тайги», где ее исполнял Валерий Золотухин, песня стала популярной, пластинки с ней расходились большими тиражами. И без «Мороза» теперь не обходится ни одно выступление «Россиянки».
Для своего коллектива Мария Уварова написала более 200 песен. Она очень любила русскую народную песню, собирала фольклор и на этой основе писала современные песни, которые, если не знать, что у них есть автор, тоже кажутся вышедшими из народа. Сейчас Мария Уварова уже не руководит коллективом, ей 92 года. Мария Павловна отвечала за репертуар коллектива, а ее муж, Александр Уваров, — за инструменты. В «Россиянке» все, начиная от гуслей и трещоток до свирели и кугиклы, было сделано его руками.
«Вас одна мама родила»
Еще одна изюминка ансамбля — костюмы. Отшивались они четверть века назад по заказу Марии Уваровой. Можно сказать, создавала она их сама. За основу костюма был взят традиционный наряд Воронежской области, но в рубаках и головных уборах есть элементы и курского, и тамбовского, и орловского костюма.
«Так как Липецкая область молодая — образована только в 1954 году, о своем костюме не может быть и речи. Вот Марии Павловне и пришлось разрабатывать костюмы самой, — поясняет Ирина Романенко. — Она потом еще долгое время их перешивала, дополняла, делала костюм сценическим».
Костюмы эти настолько хороши, что на фестивале в Астрахани в 2015 году заняли призовое место. Ирина Романенко рассказывает, что в Астрахань они поехали для участия в концертной программе, про конкурс костюмов даже не думали и заявок не подавали. Всем коллективом решили сфотографироваться в местном кремле. Необычные костюмы увидел один из членов жюри и предложил принять участие в конкурсе. В результате «Россиянка» получила в качестве приза швейную машину.
«У нас в коллективе все девочки разные: по фактуре, работе, возрасту и судьбе. Но когда мы надеваем костюмы, то становимся единым целым. Нам даже говорят: вас как будто одна мама родила», — смеется Романенко.
Для многих «Россиянка» стала уже семейным делом. Нынешнего руководителя коллектива Ирину Романенко привела в ансамбль мама, одна из первых артисток «Россиянки». При ансамбле был создан детский коллектив-спутник «Тараторочки», и Ирина, часто бывавшая с мамой на взрослых репетициях, с удовольствием пошла петь вместе с другими детьми.
Основатели ансамбля, артисты Мария и Александр Уваровы
Основатели ансамбля, артисты Мария и Александр Уваровы. Фото из архива коллектива
Галину Копылову, наоборот, привела дочь. Девочка занималась в детском ансамбле, а потом как-то сказала своему руководителю, что петь — давняя мечта ее мамы.
«Это была моя детская нереализованная мечта. Я старалась воплотить ее через дочь, а ребенок решил все-таки мои мечты сделать реальностью, — рассказывает Галина. — Дочь года три позанималась, выросла и решила, что народный ансамбль — это не ее. Зато оказалось, что это мое».
«А меня подруга привела, я пришла за компанию с подружкой Любой, — подхватывает артистка ансамбля "Россиянка" и по совместительству педагог Елена Щенова, которая поет в "Россиянке" уже 31-й год. — Мария Павловна говорит: "Пойте "Катюшу". Я спела, чтобы подружку поддержать. Уварова нам и говорит: "Вы приняты". Я пыталась возразить: "Я же за компанию, просто так пришла". Но она велела мне прийти снова, и вот я пришла и осталась на 30 лет. А подружка петь не стала».
Елена в «Россиянке» также играет на одном из сложных музыкальных инструментов — бересте. Это на первый взгляд легко: взял тонкую полоску бересты в рот и дуй, а нужно научиться извлекать из бересты настоящее птичье пение. «Как соловьи перекликаются», — говорят об исполнении Елены.
«В нашем коллективе неважно умение, главное — желание петь, — говорит Ирина Романенко. — Будет желание — у человека все получится. У нас девчонки не умели играть на инструментах, они нот не знают. Но им один раз показали, как руки ставить на гусли, на балалайки — они и подхватили. На слух мелодию ловят. Танцы мы тоже специально не ставим, когда русский человек поет, ноги же сами в пляс пускаются. Это все изнутри идет, на генетическом уровне».
«Русские идут»
За 46 лет, что существует «Россиянка», липчанки объехали полмира: гастролировали на Кубе, в Германии, Франции, Италии, Чехии и Турции. Девчонки смеются, говорят, что трудно сказать, что больше нравится иностранцам: русские песни или русские красавицы.
«Сразу вспоминается Италия, — рассказывает артистка ансамбля "Россиянка", а в обычной жизни продавец Мария Ерохина. — Мы гастролировали в регионе Марке, побратиме Липецкой области. Итальянцы настолько открытые люди, настолько близкие нам по эмоциональному плану. У них нам очень понравилось выступать. У нас появились свои поклонники — группа молодых людей переезжала за нами из города в город, где мы выступали. Ребята оказались тоже музыкантами, потом мы еще три года после гастролей с ними переписывались. Они все звали нас снова приехать с концертом в Италию. Но всем коллективом очень трудно».
Итальянцев в русском самодеятельном ансамбле поразил не только высокий профессионализм, но и живое пение — участницы ансамбля выступали на огромных городских площадях без фонограммы. Липчанок же поразил ритм итальянской жизни — все концерты назначались после 9 вечера.
«Мы думали, перед кем же мы будем выступать — так поздно вечером концерты поставили. Приезжаем на площадь, а она вся заполнена народом. Зато когда утром проснемся рано по привычке, не знаем, что нам делать — все закрыто, везде жалюзи опущены. Но итальянцы, если слышали на улице русскую речь, сразу понимали: идут русские — и открывали для нас все магазины, — вспоминает Елена Щенова. — Правда, итальянские мужчины, что удивительно, не шли с нами танцевать».
В концертной программе липецкой «Россиянки» есть мотаня (русская пляска с исполнением частушечных куплетов. — РП), когда артистки выходят в народ и зазывают его танцевать. Переводчики объяснили липецким красавицам, что итальянские мужчины очень верные и с незнакомыми девушками не танцуют. Липчанкам пришлось выводить в круг девушек и стариков, те охотно отзывались.
«Когда идет концерт, такой интерактив очень нужен. Под наши песни всегда хочется поплясать — а там что, не люди? По лицам видно было, что они готовы танцевать, только знак дай, — смеется Ирина Романенко. — А вообще русскую песню везде любят — душа ведь разворачивается от нашей песни».
В Праге, вспоминают в «Россиянке», пришлось дать даже импровизированный концерт. После экскурсии липчанки должны были встретиться на Староместской площади. Чтобы не потеряться там, решили петь. Так небольшой флешмоб превратился в часовой концерт — туристы со всех концов мира на всех языках мира просили: «Спойте еще».
На вопрос о долголетии самодеятельного коллектива в «Россиянке» отвечают просто. «У нас нечего делить, нет материальной заинтересованности. Ссоры появляются, когда появляются деньги. А мы выступаем без денег, поэтому мы все друг за друга», — уверена Галина Копылова.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин