Варсонофий Оптинский: «Цепляйтесь за ризу Христову, и Христос — не оставит»
3 мин чтения
Варсонофий Оптинский. Фото: optina.ru

Варсонофий Оптинский. Фото: optina.ru

Как святые отцы разглядели подвижника задолго до того, как он действительно стал им

14 апреля Православная церковь чтит память Варсонофия Оптинского — святого из плеяды великих Оптинских старцев. Этот человек бросил карьеру военного и ушел в Оптину после встречи с преподобным Авмросием: тот определил, что Варсонофию предстоит стать великим подвижником — задолго до того, как Варсонофий сам понял это.

Офицер

Отец Варсонофий — в миру Павел Иванович Плиханков — родился 5 июля 1845 года в Самаре, в семье выходца из оренбургских казаков. С молодости он встал на путь военной службы — поступил в военную гимназию в Полоцке, оттуда, закончив ее, ушел учиться в Оренбургское военное училище. Все прочили ему блестящую карьеру: Павел Иванович быстро поднимался в чинах, дослужился до звания полковника.

Сам он, по его собственным воспоминаниям, одно время жизнь в монастыре считал скукой. «Там только редька, постное масло, да поклоны», — говорил он. Поэтому тем сильнее было удивление окружавших его офицеров, когда в 46 лет полковник Плиханков, которому всего ничего было до генеральского звания, попросил об отставке и ушел в Оптину пустынь.

Уже потом, когда он стал известен под именем старца Варсонофия, сослуживцы начали вспоминать «странности» его жизни: во все годы службы он чурался обычных офицерских развлечений — азартных игр, балов, спиртного, театров, избегал роскоши, а комната его полна была только иконами да житиями святых. А еще — часто и надолго исчезал: как выяснилось потом, чтобы молиться в небольшом монастыре у мощей святителя Варсонофия Казанского, в честь которого его и позже и нарекут.

Сам Варсонофий часто вспоминал случай из детства: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «“Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!” — и после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник».

Преемство

Священники и старцы, которые общались с Павлом Плиханковым в годы его военной службы, все как один видели в нем будущего подвижника. Так произошло, например, с праведным отцом Иоанном Кронштадтским, с которым Павел Иванович встретился в Москве. Отец Иоанн, увидев его, отложил свои дела, поцеловал ему руку и отошел, не сказав ни слова. «Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником, — вспоминал позже старец Варсонофий. — А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

Оптинский скит

Оптинский скит. Фото: optina.ru

Нечто подобное произошло и в Оптиной пустыне, о которой будущий подвижник узнал из духовного журнала. Вдохновившись прочитанным, он приехал просить совета к преподобному Амвросию Оптинскому. По преданию, когда он только подходил к скиту старца, его встретила одна из богомолиц, которая — видя его впервые — произнесла: «Павел Иванович приехали!» На что сам преподобный Амвросий отозвался: «Вот и слава Богу!»

Позже Амвросий скажет прибывшему к нему Павлу Ивановичу: «Искушение миром должно продлиться еще два года. После этого приезжайте в Оптину, я вас приму».

Старец

Приезд в обитель по истечении этих двух лет задержали обстоятельства — не давали отставку, задерживали жалование. В Оптину он приехал в последний день срока, отпущенного ему преподобным, и уже не застал старца в живых. Но его принял ученик Амвросия, преподобный Анатолий.

10 февраля 1892 года Павла Плиханкова зачислили в число братии. Через год он был пострижен в рясофор, а в 1900 году в мантию, получив новое имя Варсонофий. В 1904 году начинается Русско-японская война — преподобного отправляют нести послушание на фронт при лазарете имени преподобного Серафима Саровского. Спустя четыре года отец Варсонофий возвращается в Оптину — здесь его возвели в сан игумена и сделали настоятелем Оптинского скита. Отсюда начинается новая глава его жизни, когда он станет известен, без преувеличения, всей России.

Прибывавшие к старцу посетители всегда отмечали его необыкновенную прозорливость: он мог назвать имя и обстоятельства жизни человека, неправедные поступки и пути их исправления. Сохранились воспоминания о чудесах исцеления, совершенных им. Так, уже на исходе жизни он исцелил глухонемого юношу. «Страшная его болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного в детстве», — объяснил старец его матери, а затем стал что-то тихо шептать на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит», — сказала мать. «Это он тебя не слышит, — ответил старец. — А меня слышит». И тотчас глаза юноши расширились от услышанных впервые за много лет звуков, и он стал покорно кивать головой — так описывали это событие составители жития преподобного.

В 1910 году в Оптину пустынь приезжал писатель Лев Толстой, но повидаться со старцем так и не решился. Позже Варсонофий, узнав, что Толстой при смерти, сам поехал к нему на станцию Астапово для напутствия умирающего. К Толстому его не пустили, о чем старец сокрушался: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В последний год жизни преподобного назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря в Коломне. Варсонофий не хотел покидать Оптину, но был вынужден подчиниться — в Старо-Голутвине он принимал страждущих до последних дней своей жизни, несмотря на то что недуги разъедали уже и его собственное тело. Приходящих к нему он часто напутствовал: «Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову — и Христос не оставит вас».

Преподобный Варсонофий оставил земную жизнь 14 апреля (1 апреля по старому стилю) 1913 года. В 1996 году его причислили к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Архиерейский собор Русской православной церкви прославил его для общецерковного почитания. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Ватиканские «хотелки» Далее в рубрике Ватиканские «хотелки»Зачем римский понтифик едет в христианские страны, где почти нет католиков Читайте в рубрике «Общество» Российско-сирийский ответ на план «Б»США грозит вооружить сирийскую оппозицию, чтобы не допустить освобождения Алеппо и перелома в войне Российско-сирийский ответ на план «Б»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Уход от новой реальности есть путь слепых во мраке. Личности меняют мир вокруг себя , а слабаки уходят....
15 апреля 2016, 11:57
Эх, уйти бы тоже куда-нибудь в Оптину пустынь, в деревенскую глушь... Да только и там теперь не скрыться от вездессущей "цивилизации"...(((
14 апреля 2016, 10:29
Удивительная история. Как ни крути, получается, судьба Варсонофия была предопределена с детства.
14 апреля 2016, 09:49
Цепляемся, святой отец, из последних сил цепляемся! Только вот ряса с каждым годом всё более скользкая...(
14 апреля 2016, 10:28
Для всех разная.
А вы крепче хватайтесь и грехи свои отмаливайте
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!