В России будут свои Cola, Fanta, Sprite и McDonalds. Вопрос - зачем?
На полках российских магазинов уже начали появляться «импортозамещенные» аналоги популярных газированных американских напитков. Так, российский концерн «Очаково» выпустил линейку газировок под названиями «CoolCola», «Fancy» и «Street» - несложно догадаться, аналоги чего именно. А в связи с новостями об уходе с российского рынка сети забегаловок быстрого питания McDonalds стало известно, что заведения продолжат свою работу, избавившись от узнаваемого бренда, ну и названий в меню: все остальное останется прежним.
Возникает всего один вопрос: зачем?
Ладно, насчет забегаловок с вредной пищей еще можно поспорить: там рабочие места, куча народу занята на производстве. И кофе там был вкусный. Тут понятно. Да и потом, меню и качество этой быстрой еды можно улучшить.
Но зачем нам воспроизводить эти же самые продукты/бренды на нашей территории? Разве в этом суть импортозамещения?
Маниакальная страсть советского человека к американским брендам объяснима. Это было, к слову, во многом позорное явление - но так уж сложилось, чего уж тут. Но неужели за 30 с небольшим лет воз и ныне там? Что за слепое поклонение яркому заграничному фантику и тяга к воспроизводству западной брендированной потребительской культуры?
Первые покупатели уже успели оценить вкус «импортозамещенных» напитков. Кто-то отметил вкус - точь-в-точь как у оригинала. Некоторых раздосадовала высокая цена: «сами пейте свои помои за такие деньги, им красная цена 70 рублей за полтора литра», есть и такие едкие комментарии. Кто-то радуется тому, что Россия встает с колен и сделала свою кока-колу. А кто-то глумится над таким вот нелепым импортозамещением.
Попытки «импортозаместить» раскрученные западные бренды похожи знаете на что?
На постный торт с шоколадным кремом и взбитыми сливками.
Потому что суть поста как духовной традиции - совсем не в том, чтобы в еде не содержались запрещенные ингредиенты.
Суть поста - в добровольном отказе от каких-то излишеств ради очищения души через очищение тела. Говорить, что постишься и покупать во время Великого Поста «постные» торты, сладости, деликатесы - значит, вообще не понимать смысла этого действа.
Вот и с отечественной колой вышло так же. Смысл нынешней СВО и р разрыва торговых отношений с Западом не в том, чтобы иметь все то же самое или аналоги, а стать, наконец, по-настоящему независимой страной. С собственным производством национальных товаров. С широкой линейкой ярких, узнаваемых брендов - через которые, к слову, можно проводить продуктово-идеологическую экспансию хотя бы среди ближайших соседей. Которые были бы символами России - такими же, как для Америки считается Coca-Cola и McDonalds. И да, хотелось бы, чтобы эти наши узнаваемые бренды были не только из советской эпохи.
Попытки «импортозаместить» кока-колу выглядят скорее как карго-культ. И подтверждают, что слепое поклонение западным брендам в наших головах по-прежнему слишком сильно.
А если так - то это может стать ментальным препятствием на пути к настоящему, истинному импортозамещению - станков, двигателей, сетевого оборудования и многого другого.
Которое не про новые этикетки, а про новые смыслы. Главный из которых - «это наше, полностью свое».