Новости – Общество
Общество
В новый учебный год — без телевизора
Фото: ООО «Издательский дом Родионова» / ТАСС
Появились новые факты, доказывающие вред телевидения для детей
1 сентября, 2015 19:42
9 мин
Человеку присуще периодически начинать новую жизнь. Не всегда это удается, но иногда начинать что-то полезное надо. Вот и 1 сентября представляется отличным рубежом для того, чтобы оградить детей от телевизора. О вреде «ящика» говорится давно, еще с советских времен. Но предостережения той поры не сильно повлияли на воспитание нескольких поколений. Сейчас наука имеет серьезные доказательства вреда, который причиняет детям телевизор, и основаны они на печальном опыте предыдущих десятилетий.
Особенно интенсивно телевизор стал «воспитывать» детей в 1990-е. С одной стороны, школа утратила воспитательные функции, с другой — трудная экономическая ситуация заставляла родителей искать средства к существованию, работать без устали, что отнимало время для общения с детьми. К тому же буйно расцвела свобода слова: откровенно сексуальные сцены, сцены жестокости и насилия и плюс реклама и музыкальные клипы.
Обыватель может возразить: «Ну и что? Ведь ничего ужасного в конце концов с нами не произошло». Думается, произошло. Прежде всего, в обществе утвердилось толерантное отношение к самому факту постоянно работающего в доме телевизора.
Как отмечает директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, академик Владимир Собкин, трансляции сцен насилия и эротики достаточно четко соответствуют дневному и недельному жизненному циклу. Сцены эти «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в те моменты, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (фазы подготовки ко сну, утренние часы выходных дней. — РП.).
А потом появился компьютер с интернетом, тоже «ящик», и тоже редко выключаемый.
Стоит ли удивляться, что ребенок безвылазно сидит в сети безотносительно того, надо это ему для учебы и для общения или не надо. Никаких сдерживающих факторов нет, и дите блуждает по паутине, набираясь там не ума-разума, а знаний и навыков, которые и взрослым-то не надобны.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Что же такого чрезмерно опасного в телевидении и интернете, где дети ищут в первую очередь видеоконтент? Прежде всего, телевидение влияет на самих родителей. Профессор Института психологии им. Л.С. Выготского Анна Прихожан считает, «что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счет уровня криминальных сюжетов. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни».
Как отмечают некоторые исследователи, огромный вред приносят не столько явные сцены жестокости и насилия в боевиках, сколько бесконечные ток-шоу. В них не только муссируются, порой со сладострастием отвратительные подробности человеческих отношений, но и присутствующих в студии зрителей поощряют к выражению предельной агрессивности: крики, ругательства, оскорбления льются нескончаемым потоком. «В результате, — утверждает профессор, доктор педагогических наук Марина Скуратовская в докладе "Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков", — у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно».
«Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребенка, у которого еще не сформированы защитные механизмы? — задается вопросом Скуратовская. — Мозг ребенка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже — со сверстниками. Без такого взаимодействия ребенок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал — вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения».
«Для нормального развития ребенку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, но не с телевизором!» — подчеркивает эксперт.
Исследователь из США Мэри Винн уточняет: «Самое главное, что должен получать ребенок, отсутствует: при просмотре телевизора ребенок не участвует в вербальной коммуникации — сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются, и поэтому нет ответов, диалог отсутствует».
Результатом одностороннего общения, как отмечает британский специалист по речи Салли Уорд, становится отставание в развитии уже с первого года жизни, а к трем годам дети, родители которых в качестве «няни» использовали телевизор, отстают от сверстников уже на год.
Поэтому понятно мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействие мозга и телевидения, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка — тихое общение с матерью или отцом».
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Исследователи утверждают: 96% подростков, которые могли пользоваться интернетом только 3 часа в неделю (при полном отсутствии телевизора в доме), при сдаче ЕГЭ набирают практически максимально возможную сумму баллов. Оказывается, для образовательных целей по-прежнему гораздо полезнее ходить в библиотеку, а нескольких часов в неделю вполне достаточно, чтобы ознакомиться в интернете с той свежей литературой, которой еще нет в библиотеках.
Кроме того, намного меньшим становится соблазн тупо списать реферат или сочинение. Но самое главное, при отсутствии телевизора и интернета ребенок обязательно начнет читать классическую художественную литературу. Это будет развивать его личность и интеллект, и опять же он станет задавать вам вопросы, и у вас возникнет так необходимое всем дружеское общение.
Марина Скуратовская отмечает: «С широким распространением телевидения и интернета связана… проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребенка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребенка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые перестают быть авторитетным источником знаний для ребенка. В результате часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью».
«Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать, — продолжает Скуратовская. — Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию».
«Согласно социологическим исследованиям, проведенным учеными некоторых стран, ребенок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне, — завершает мысль Марина Скуратовская. — Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому».
Но самые большие проблемы возникают при формировании телевидением и интернетом нравственного облика ребенка — человека и гражданина. Как удачно подмечают публицисты и психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова в своей статье «Неучтенный фактор национальной безопасности», важно не то, что ЕСТЬ на телеэкране и в интернете, а чего там НЕТ. А там совсем отсутствуют упоминания про такую фундаментальную добродетель, как целомудрие, ибо «ценность целомудрия в современном обществе в лучшем случае равна нулю, а то и воспринимается с отрицательным знаком».
Не надо думать, что так как все вроде бы свыклись с таким явлением, как «пробный брак», когда молодые люди сожительствуют друг с другом без всякой регистрации и, стало быть, вообще без каких-либо обязательств, это установившаяся норма. Наоборот, божеские законы, как и вообще непреходящие законы бытия, говорят об обратном. То, что стало нормой в телевизоре и интернете, не означает, что это является нормой в жизни.
«Ставка нашей верховной власти на общенародный патриотизм в отрыве от целомудрия нереалистична», — делают вывод Ирина Медведева и Татьяна Шишова.
И в заключение приведем слова святого блаженного старца Паисия Святогорца: «Пусть (родители) растолкуют своим детям, что, смотря телевизор, они отупеют, потеряют способность мыслить. Телевидение, о котором мы говорим сейчас, это творение человеческое. Но ведь есть и иное — духовное телевидение. Когда совлечением ветхого человека очищаются душевные очи христианина, то он и без технических средств видит на далеком расстоянии. О таком "телевидении" мамы своим чадам не рассказывали? Вот его-то детям и надо уразуметь — это духовное "телевидение". Первозданные люди обладали даром проницательности, который был утерян ими после грехопадения. Если же дети сохраняют Благодать, полученную ими во Святом Крещении, то даром проницательности — духовным телевидением — они тоже будут обладать. Надо быть внимательным и духовно трудиться. Нынешние матери сами губят себя в бесполезном, а потом начинают причитать: "Что же мне делать, отче? Ведь я теряю своего ребенка!"»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости