Новости – Общество
Общество
«В меня уже стреляли до этого»
Вход в здание Пресненского суда. Фото: Александр Вайнштейн / Коммерсантъ
В Москве начали рассматривать уголовное дело против антифашистов, нападавших на посетителей ультраправых концертов
11 сентября, 2013 23:25
6 мин
В среду в Пресненском районном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении пятерых антифашистов, обвиняемых в двух нападениях на концерты групп, пользующихся популярностью у ультраправой молодежи. Перед судом предстали 23-летняя Ирина Липская, 19-летний Андрей Молчанов, а также 18-летний Александр Чупров, Андрей Герасимов и Амиль Эминов.
В начале заседания прокурор напомнил, в чем обвиняются подсудимые.
По версии следствия, Липская, также известная в антифашистской среде как Шавочкина, собрала из своих единомышленников сплоченную группу для нападений на неонацистов. Группа была вооружена ножами, файерами, использовавшимися в качестве оружия, и травматическим пистолетом Streamer, зарегистрированным на Липскую. Перемещались антифашисты на ее золотистом автомобиле Nissan Centra.
Первую акцию антифа провели в Железнодорожном, где обстреляли посетителей концерта группы «Русский стяг» 8 апреля 2012 года. Как говорится на сайте группы, она была создана для пропаганды идей «здорового русского национализма». На городских порталах тогда писали, что концерт был благотворительным, а деньги с него шли на лечение маленькой девочки.
Вместе с Липской в машине ехал Чупров, Эминов и Артем Панов, который не фигурирует в деле.
На видеозаписи, сделанной нападавшими, видно, что стрельба велась с переднего пассажирского сидения. Стрелявший по выходящим с концерта громко матерился. Одна из пуль нашла свою цель и ранила потерпевшего по фамилии Рыбаков. В среду в суд он не пришел.
Согласно обвинительному заключению, стрельбу вел Чупров. Сам подсудимый свое участие в этом эпизоде отрицает. Кроме того, в поклонников музыки «Русского стяга» Эминов метнул файер, но ни в кого не попал.
Второе нападение Липская с друзьями совершила у клуба «Баррикада» на Звенигородском шоссе в Москве. В этой акции кроме подсудимой принимали участие Эминов, Герасимов, Чупров и Молчанов. В автомобиле находился еще один антифашист, который, по версии следствия, не знал об акции.
Ирина Липская. Фото: avtonom.org
Ирина Липская. Фото: avtonom.org
В «Баррикаде» выступала hardcore-группа Outlaw Heroes Standing (OHS). Сама группа никогда не причисляла себя ни к левым, ни правым, однако концерты коллектива посещает в основном ультраправая молодежь. Участники OHS являются сторонниками философии straight edge.
Стрейтэйджеры не употребляют алкоголь, табак, наркотики. В некоторых случаях они становятся вегетерианцами или отказываются от кофе, чая и беспорядочных половых связей. Многие антифашисты считают OHS неонацистами или обвиняют ее в толерантности к ультраправым.
В сети есть запись жесткого разговора известного неонациста Максима Тесака Марцинкевича с барабанщиком группы. На видео барабанщик группы (легко опознается по татуировкам «str8 edge» на костяшках пальцев) говорит Марцинкевичу, что не является сторонником расистской идеологии.
«Если коротко. Дивинский (барабанщик группы. — РП) признал, что он против расизма, признал, что он не правый», — прокомментировал конфликт Тесак.
Нападение на OHS произошло в ночь на 2 июля 2012 года. Следствием установлено, что антифашисты обстреляли из травматического пистолета участников группы, после чего вооруженные файерами, ножами и камнями попытались напасть на них.
«Довести задуманное до конца они не смогли по независящим от них причинам, так как были задержаны сотрудниками полиции», — сказал на суде представитель гособвинения.
Свидетели задержания рассказали «Русской планете», что в операции по поимке антифашистов участвовали бойцы СОБРа. Сотрудники спецподразделения уложили на землю и нападавших, и потерпевших. По информации одного из посетителей концерта, СОБР приехал к клубу «Баррикада» заранее, а организаторов концерта предупредили о возможном нападении.
Липская попыталась уехать с места преступления на своей машине. Автомобиль антифашистки остановили, один из бойцов СОБРа выбил стекло кулаком и вытащил девушку из салона за волосы. В антифашистском сообществе говорят, что полицейские продолжали жестко действовать и в ОВД «Пресненское», где избили задержанных.
Действия подсудимых следствие квалифицировало по п. е. ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору по мотиву идеологической ненависти»). Позднее Липской предъявили обвинение в ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом»). По версии следствия, девушка была прекрасно осведомлена о том, что один из ее подельников — Чупров — был несовершеннолетним.
Липскую и Молчанова в итоге арестовали, еще троих подсудимых оставили под подпиской о невыезде.
После оглашения обвинительного заключения, суд перешел к допросу потерпевших.
В среду в суде выступил басист OHS 31-летний Василий Перепечай, барабанщик OHS 28-летний Михаил Дивинский, гитарист Константин Крушенок и друг музыкантов 23-летний Манас Мансуров.
Первым на вопросы отвечал Перепечай. Он подробно рассказал суду о нападении недалеко от клуба: «Молчанов бежал на меня с ножом, остальных я видел смутно, все были в масках. При нападении они кричали: "Двести десять!". ("210" — популярная у антифашистов hardcore-команда, получившая название из-за статьи 210 УК РФ "Организация преступного сообщества". — РП) Нас часто противопоставляют, потому что считают, что мы фашисты, а мы не фашисты».
На вопрос защиты, как он смог отличить выстрелы из травматического пистолета от других звуков, басист OHS мрачно ответил: «В меня уже стреляли до этого».
Следующим выступал Манас Мансуров, который в общих чертах повторил историю своего приятеля. В конце судья спросил у него, какое наказание следует применить к подсудимым.
«На усмотрение суда, ваша честь. У меня не было никаких повреждений телесных, только штаны пожгли файером. Ребята, это были камуфляжные Carhartt (модный бренд в радикальной субкультурной молодежной среде. — РП), так что, пожалуйста, штаны», — сказал он, повернувшись к обвиняемым.
Михаил Дивинский, которого допрашивали после Мансурова, снова повторил версию обвинения, подчеркнув, что сам является противником фашизма, хотя и антифашистом себя не считает: «Я против фашизма, но я не антифашист. Антифашизм — это субкультура».
Об этом же говорил Крушенок: «Ни к фашизму, ни к национал-социализму, ни к антифашизму мы себя не причисляем».
«Она придерживается анархических, атеистических, еретических взглядов, ее спасет только молитва», — сказал он.
Крушенок единственный из потерпевших, кто был одет в строгий костюм, а не в популярные у хардкорщиков бренды. Все заседание он поглядывал на часы, а после объявления перерыва поторопился к своему автомобилю, сетуя, что опаздывает на встречу с некими коммунистами.
Также судья зачитал письменные показания потерпевших, которые совпадали друг с другом практически дословно. В частности, каждый из них в ходе предварительного следствия показал, что не был знаком с Липской, но знал, что она занимается нападениями на тех, кого считает своими оппонентами.
Адвокат Липской Александр Козлов полагает, что первые показания пострадавшие от действий антифашистов могли давать под давлением.
сказал он «Русской планете».
Один из потерпевших на условиях анонимности подтвердил эту информацию.
Призыв дать показания на Липскую появился в день ее задержания на неонацистском портале «Правые новости».
«Человек может спать спокойно, когда искупит все свои грехи. А их много. Один из них — написание заявления на Олю Козмея, которая в результате сейчас сидит в колонии. А так же организация нападений на посетителей концертов „Русского стяга“, „You must murder“ и т. д. Здесь должно действовать правило „Око за око, зуб за зуб!“ Мусорнулась, решила использовать систему для сведения счетов с оппонентами? Теперь не обижайся», — говорилось в обращении к посетителям сайта.
Ольга, о которой идет речь в сообщении ультраправого сайта, — Ольга Забузова. Она вместе с Юрием Евсюковым в 2010 году напала на Артема Панова, Максима Гвоздева, Бабкена Гукасяна (сейчас он проходит обвиняемым по делу антифашистов Алексея Сутуги и Алексея Олесинова. — РП) и Липскую, которая после нападения обратилась в полицию. В ходе той драки пострадавшие получили ножевые ранения.
После окончания судебного заседания участники OHS пошли к машине Коршунка, который раздал им оставленное в багажнике оружие самообороны — газовый баллон, электрошокер и травматический пистолет. По дороге к метро «Краснопресненская» потерпевшие нагнали Эминова, с которым приветливо беседовали.
«Мы же понимаем, что это все Ирочка поехавшая, а ребята-то сами нормальные», — объяснил приветливость к обвиняемому Мансуров.
Он в очередной раз повторил, что OHS и окружение группы не являются неонацистами.
«Да, у меня была свастика на лбу набита, но это так, чтобы в армию не идти», — откровенничал на пути к метро он.
В антифашистской среде к обвиняемым отношение неоднозначное. Одни собирают деньги на адвокатов и проводят акции в поддержку, другие осуждают Липскую и других фигурантов дела за излишнюю агрессию и жестокость.
«Карлота (от слова „карлик“, так называют юных субкультурщиков. — РП), маленькие, злые, жестокие ублюдки», — охарактеризовал обвиняемых «Русской планете» один из авторитетных антифашистов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости