Новости – Люди












Люди
«Решение было принято быстро»

Ирина Антонова. Фото: Александра Мудрац / ИТАР-ТАСС
Отставка директора ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой продолжила длинный ряд кадровых перестановок в московских музеях
2 июля, 2013 15:18
5 мин
В понедельник министр культуры Владимир Мединский сообщил об увольнении директора Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина Ирины Антоновой, проработавшей на этом посту больше 50 лет.
Ее преемницей назначена арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак. Антоновой предложили стать президентом музея, хотя эта должность не предусмотрена его уставом.
«Это для меня не является неожиданностью. О том, что Ирина Александровна должна была уйти на покой, было в принципе известно, и она сама не скрывала, что это планируется. Насколько мне известно, она сохранит какое-то управление музеем. Никаких комментариев по поводу преемницы я давать не буду»,— сказала «Русской планете» арт-критик и искусствовед Екатерина Дёготь.
Одной из последних громких инициатив Антоновой стало предложение возродить Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Началом этому должно было служить объединение коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, распределенной между музеем им. Пушкина и Эрмитажем после ликвидации ГМНЗИ в 1948 году. В мае 2013 года Антонова выступила с таким предложением во время «прямой линии» Владимира Путина; президент тогда ответил, что «не против, но вопрос надо обсудить». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский позже сказал, что коллекция его музея должна остаться неприкосновенной и, более того, восстановление пострадавших волюнтаризма советских руководителей музеев должно начинаться с Эрмитажа, «поскольку он пострадал куда больше остальных».
Музей нового западного искусства открыли в Москве в 1923 году. В основу его коллекции легли собрания московских коллекционеров и меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина, включавшие полотна Матисса, Ренуара, Дега, Пикассо. В 1948 году ГМНЗИ ликвидировали по решению Совета Министров СССР. В постановлении «О ликвидации Государственного музея нового западного искусства» говорилось, что музей
Начиная с середины двухтысячных, экс-директор Пушкинского музея неоднократно предлагала воссоединить коллекции в их историческом составе. Помещением нового ГМНЗИ Антонова видела расположенную близ Пушкинского музея усадьбу Голицыных, откуда для реализации ее замысла, впрочем, пришлось бы выселить Институт философии РАН. В 2008 году Росимущество передало это здание в управление музея, несмотря на существовавший между ИФ РАН и Москомнаследием договор об аренде.

Ирина Антонова и Владимир Мединский, 1 июля 2013 года. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
В начале июня министр культуры Владимир Мединский представил Дмитрию Медведеву доклад о воссоздании Государственного музея нового западного искусства.
«Уже сделал», — сказал министр журналистам, отвечая на вопрос, представлен ли доклад. Мединский не уточнил суть предложений Минкультуры, сообщив лишь, что реакция главы правительства пока не известна.
В свою очередь, в интервью «Коммерсанту» Марина Лошак уже сказала, что планирует сделать Пушкинский музей более современным.
«Должен быть Wi-Fi, должны быть разные способы навигационные очень современные, которые давали бы как можно больше удобной и легко считываемой информации», — рассказала Лошак.
На вопрос о воссоздании Государственного музея нового западного искусства Лошак ответила, что в целом она «за».
«Но я считаю, что это не мой вопрос, это вопрос, который должна решать не я», — сказала она.

Марина Лошак. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Свое мнение по поводу увольнения Антоновой в разговоре с «Русской планетой» высказал член Ассоциации искусствоведов Николай Ефремов.
«Лично я в последние годы был сильно разочарован Пушкинским музеем, поведением их пиар-службы. Их позиции сводится к тому, что нас посещает сам президент и его супруга, а пресса нам не нужна. Все время возникали трудности с аккредитацией, получением необходимых ознакомительных материалов»,— сказал искусствовед.
Он также отметил, что пока сложно судить, сможет ли преемница Антоновой изменить положение в лучшую сторону. «К самой Антоновой у меня претензий нет. Надо понимать, что она пожилой человек, ей все-таки тяжеловато за всеми службами следить. К тому же, подобную политику проводит, например и Третьяковская галерея. Федеральный музей такого уровня – это огромное хозяйство, сложное в управлении»,— подчеркнул Ефремов.
«Единственное, что сейчас можно сказать, что решение было принято быстро. Как я понимаю, еще не выбран человек на место Лошак в «Манеже». Антонова даже в свои годы очень деятельный человек, поэтому сложно сказать, была ли найдена ей равноценная замена»,— отметила старший научный сотрудник музея Маяковского Марина Краснова.
В последнее время кадровые перестановки и связанные с недвижимостью конфликты происходили и в других столичных музеях. Так, в беседе с «Русской планетой» Краснова также вспомнила историю с увольнением директора музея Маяковского Светланы Стрижневой, которой, как и Антоновой, предлагалось занять почетный пост президента музея.
— вспоминает Краснова.
Скандал вокруг музея Маяковского разгорелся в конце прошлого года, когда появилась информация, что помещение будет закрыто на реконструкцию. Здание музея нуждается в «модернизации своей инфраструктуры», говорилось в официальном сообщении департамента культуры Москвы. В это же время глава департамента Сергей Капков назначил исполняющей обязанности директора на период болезни Светланы Стрижневой, руководившей музеем более 30 лет, Надежду Морозову. О необходимости ремонта инженерных систем говорила сама Стрижнева, однако работники музея опасались, что под видом ремонта будет разрушена прежняя экспозиция. Один из ее авторов, доцент кафедры музеологии РГГУ Тарас Поляков опубликовал на неофициальном сайте музея открытое письмо, в котором предупредил, что новое руководство может превратить литературный музей в выставку «картинок» на тему «русский футуризм»». Капков же в интервью «Известиям» пообещал: «Какие-то новые вещи может быть там появятся, например, мультимедийные экраны, но все сохранится». В результате Стрижнева написала заявление об увольнении по собственному желанию, а Морозова была назначена директором музея.
В конце января Мединский также заявил, что министерство культуры недовольно руководством Государственного Литературного музея.
— отмечал министр.
По его словам, музей должен быть площадкой, «которая объединяет современных писателей и читателей». В начале февраля на место Марины Гомозковой, занимавшей должность директора музея 38 лет, был назначен проректор по научной работе РГГУ Дмитрий Бак. Рассказывая «Известиям» об изменении концепции, новый директор также сообщил об обновлении кадров: «Не все коллеги будут готовы к переменам, моя задача добиться того, чтобы эта неготовность стала ясна им самим».
В мае Капков заявил о возвращении Зеленого театра, помещения которого с 1987 года занимает Театр Стаса Намина, в собственность ЦПКиО имени Горького. Концертную площадку планируется отремонтировать.
«На данном этапе идут переговоры со Стасом Наминым, решается, на каких условиях музыкант останется в Зеленом театре. При этом речь не идет о выселении музыкального коллектива из здания — он может стать структурным подразделением парка или самостоятельным юридическим лицом и платить аренду», – сообщила «РИА Новостям» представительница столичного департамента культуры.
Кроме того, в мае 2013 году был расторгнут контракт с Галиной Ведерниковой, которая руководила музейным объединением «Музей Москвы» в течение 20 лет. На ее должность назначили Алину Сапрыкину, арт-директора Центра дизайна ARTPLAY. Перед новым руководителем стоит задача приспособить здания Провиантских складов под культурно-образовательные проекты. Уже в этом году при музее планируется открыть кинотеатр документального кино, книжный магазин и библиотеку.
Ирина Антонова окончила искусствоведческое отделение истфака МГУ. В ГМИИ Антонова пришла в 1945 году, исследуя в аспирантуре при нем искусство Италии эпохи Возрождения. Под ее руководством в 1974 и в 2008 годах была проведена реорганизация постоянной экспозиции музея. При Антоновой появились Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков с жемчужиной собрания — коллекцией импрессионистов, Музей частных коллекций, детский центр "Мусейон".
Антонова выступала организатором в музее таких международных выставок, как «Москва-Париж», «Москва-Берлин», «Модильяни», «Тернер», «Пикассо», «Дали» и множество других. В настоящее время в музее проходят две крупные выставки: «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и «Тициан. Из собрания музеев Италии». Весной 2013 года Антонову назначили главным куратором федеральных музеев, она должна возглавить комиссию по госзакупкам для пополнения музейных коллекций.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости