Утилизация бюджета
3 мин чтения
Утилизация автомобилей. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Утилизация автомобилей. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Государство продолжит оплачивать лень и непрофессионализм автопроизводителей

Минпромторг предлагает изменить условия, на которых автоконцерны получают госфинансирование. Вместо распределения денег в зависимости от объема выпуска предлагается поддерживать производителей соответственно степени локализации их производства. Как считают чиновники, при таком раскладе в выигрыше точно останется отечественный автопром. Правда, надолго ли хватит очередной порции господдержки и стоит ли радоваться россиянам, планирующим приобрести авто, большой вопрос.

Главное — локализация

«Обновление парка колесных транспортных средств» — так на официальном языке называется та самая утилизация, которая позволяет автодилерам делать значительные скидки (40–350 тыс. руб.) в случае, если старая машина отправляется на переплавку или сдается в trade-in. По программе, запущенной в сентябре 2014 года, недополученную прибыль автопроизводителям компенсирует государство, а растущий спрос на скидочные авто вроде бы стимулирует развитие отрасли. С большой вероятностью программа будет продлена и в 2016-м.

В 2015 году на «утилизацию» было выделено около 20 млрд руб., и за январь-октябрь продано около 280 тыс. машин. Из них 95 тыс. — автомобили «АвтоВАЗа» (42% от всех продаж марки). Квоты по программе распределены соответственно объему выпускаемых автомобилей. Вот эту-то позицию и предложено пересмотреть. Вместо чисто арифметической характеристики Минпромторг предлагает рассматривать характеристику качественную, а именно степень локализации автопроизводства. С подобным предложением, как оказалось, вышли сами автоконцерны — разумеется, те из них, которые рассчитывают таким образом обойти конкурентов.

От перемены мест слагаемых…

На первый взгляд, все справедливо. «Почему компании, которые инвестируют в российский рынок, запускают новые цеха и заводы, должны получать господдержку наравне с предприятиями с низким уровнем локализации?» — говорят автопроизводители. Но существует и другая сторона вопроса. Уровень локализации четко определен в соглашениях с государством о промсборке, и не совсем понятно, отчего среди участников рынка, выполняющих свои обязательства, одних следует так явно предпочитать другим. Тем более что объемы производства и продаж у компаний с более высокой степенью локализации в России и так значительно выше, чем у их конкурентов.


СПРАВКА:

Согласно данным за 2014 год, самый высокий уровень локализации, 68%, у «АвтоВАЗ» — Renault — Nissan; в Петербурге на заводе Hyundai (там собирают и Kia) он достигает 46%, у Volkswagen Group в Калуге — 45%. Соответственно, на заводе Nissan — 39%, а на «Автоторе» (выпускает BMW, Hyundai, Kia) — в среднем 18–25%.


В данном случае понятно, кто начинает и кто выигрывает. И в целом это естественно. Однако будет ли достигнут желаемый результат и удастся ли вызвать оживление на рынке, остается под вопросом. Пока, скорее, наблюдается обратный процесс. Для Hyundai, показавшей минимальное падение продаж в этом году, доля автомобилей, проданных по программе утилизации, совсем не велика — 7–10%. Kia с лета вообще отказалась от участия в программе. А для более дорогих марок скидки от утилизации и вовсе не имеют почти никакого значения.

В итоге «АвтоВАЗ» как был главным участником процесса «обновления парка колесных транспортных средств», так им и останется. Дело, в сущности, идет лишь о нюансах, а также об идеологии проекта. Идеология верная, сомнений нет. Поощрять надо тех, кто развивает производство здесь, в России. И если моментального эффекта это не даст, в долговременной перспективе может оказаться весьма полезным. Но подвох в том, что автопроизводитель, привыкший к государственным деньгам, сможет и дальше кормиться из бюджета, не заботясь о повышении своей эффективности. Бюджетные средства будут поступать в любом случае — дело только за схемой и ее обоснованием. Конкурентоспособность от этого, как легко можно сообразить, никак не растет.

Концепт-кар компании «АвтоВАЗ» Lada XRay. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Новые автомобили на старых дорогах

На самом деле для развития отрасли и стимуляции рынка автопроизводители должны не придумывать, как бы еще стрясти денег с государства, а делать одну простую вещь — выпускать новые модели. Именно они способны оказать значительное влияние на изменение динамики рынка. В этом плане дела у «АвтоВАЗа» худо-бедно, но все же продвигаются. В начале ноября было объявлено о запуске в предсерийную сборку новой модели кроссовера Lada Xray (максимальная отпускная цена — 600 тыс. руб.). 25 ноября стартуют продажи Lada Vesta, первого по-настоящему нового российского автомобиля последнего десятилетия. Одновременно глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон заявил, что вскоре должна появиться длиннобазная Lada Vesta Signature. Она призвана наконец удовлетворить чиновников и предпринимателей, которым еще со времен достопамятной затеи Бориса Немцова никак не хочется пересаживаться на отечественные машины.

Окупятся ли выдумки вазовских инженеров, покажет время. Может, да, а может, наоборот, провалятся в продаже и принесут убыток. Но это рынок, таковы его правила. Большая ошибка, которую совершают авторы наших госпрограмм, — это возложение убытков, понесенных бизнесом в результате неэффективной работы и непродуманной стратегии, на плечи государства. Почему-то принято считать, что вливание бюджетных средств — чуть ли не единственный эффективный инструмент для поддержки промышленности. Но ведь можно идти и от обратного. Например, ввести гибкую налоговую политику для отдельных отраслей или предприятий. Вместо того чтобы давать деньги из бюджета, в который они поступают в том числе и в виде налогов, можно просто их не отбирать — то есть одарить конкретную «страждущую» отрасль налоговыми льготами. Показываешь высокую локализацию — получи льготу. Готов расширять производство, строить новые заводы и цеха, модернизироваться — получи еще большую льготу. И так далее. Главное, чтобы налоговые скидки раздавались за реальные показатели развития и эффективности, а не авансом, просто потому, что надо кому-то дать. Конечно, это потребует сложной бюрократической процедуры и — что еще существеннее — перестройки мышления наших чиновников. Но именно в новых подходах и нуждается страна в первую очередь.

Без налоговых льгот и послаблений для крупного, среднего и даже мелкого отечественного производителя трудно представить, как мы собираемся слезать с сырьевой иглы и перестраивать отечественную экономику. Нельзя всех стричь под одну финансовую гребенку. В конечном счете одни выводят деньги из страны, другие вкладывают их в нее. Предприниматель предпринимателю рознь, это надо научиться видеть на практике и пока длится кризис, и когда он закончится. 

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Брачные игры» министров с нефтяниками Далее в рубрике «Брачные игры» министров с нефтяникамиОтношения правительства и «нефтянки» становятся похожи на фарс Читайте в рубрике «Бизнес» США следовало бы прикусить язык: Родионов о санкциях США против ЧВК «Вагнера»Военный эксперт Дмитрий Родионов раскритиковал идею США ввести новые ограничительные меры США следовало бы прикусить язык: Родионов о санкциях США против ЧВК «Вагнера»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
16 ноября 2015, 16:29
У нас сейчас и само понятие "отечественнный автопром" весьма лукавое, а его смысловое выражение не вполне соответствует действительности.
Например, тот же горячолюбимый "наш" ОАО «АвтоВА́З» — на деле принадлежит зарубежному промышленному обьелинению Renault-Nissan. Горьковский автозавод, входящий ныне в «Группу ГАЗ», принадлежит олигарха Олегу Дерипаске. Та же история с УАЗом, принадлежащим Вадиму Швецову. Легендарный автозавод «Москвич» обанкротился и прекратил существование...

А по сему, государственную поддержку, в рамках существующего правобладания "российских" автозаводов, считаю мерой весьма сомнительной, и даже во-многом абсурдной...!
13 ноября 2015, 14:35
Лада иксрей, Лада иксрей.... Сделали бы кузов помоднее советской вездеходной и неубиваемой ниве, вот и всех делов то... Небось на дизайне уже кучу денег отмыли, а сделать ничего приличного не могут!
13 ноября 2015, 09:20
Интересно получается. С одной стороны правительство озабочено поднятием отечественного автопрома, и с другой - делает совершенно противоположные вещи, которые только отбивают желание садиться за баранку авто. Дороги (особенно в регионах) - убиты в хлам. Цены на бензин (для людей со средним по России доходом) просто заоблачные, и снижать их никто не собирается. Тарифы ОСАГО поднимают не спрашивая, транспортный налог, все расходники - вкупе получаются такие расходы, что позволить себе их могут немногие. Нужно помогать автовладельцам. тогда и спрос на авто появится. Например, владельцам ВАЗ можно было бы выдавать ежемесячный купон на 10 литров бензина. Мелочь, а приятно
13 ноября 2015, 14:06
Плюс еще повсеместные платные дороги и сейчас еще прибавится дорожный сбор с грузовых. Красота.
12 ноября 2015, 18:10
АвтоВАЗ как бездонная яма: сколько не вливай, всегда в убытке.
12 ноября 2015, 16:20
Вся проблема в моногородах, в СССР их строили не думая о капиталистическом будущем страны...
16 ноября 2015, 16:32
Или же наоборот - проблема именно в этом самом "капиталистическом будущем", ставшем для нас плачевной реальностью...(
12 ноября 2015, 16:13
Не вовремя Лада новую модель запустила, совсем не вовремя. Вот если бы пару лет назад поставили бы на конвейер - сразу бы раскупили. А сейчас, когда в стране непонятно что творится, о новом авто задумываются только единицы. Остальные думают, как бы прожить.
16 ноября 2015, 16:31
Хотя модель получилась очень даже ничего, вполне достойная и качественная. Но цены кусаются, так как сопоставимы с ценами на импортные аналоги. Хотя, и саму "Ладу" полностью отечественной уже и не назовешь...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!