Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Уроки послушания

Автор учебника «Нравственные основы семейной жизни», рекомендованного к изучению в школах РПЦ, рассказал о том, чему пособие научит старшеклассников
Полина Виноградова
29 мая, 2015 14:46
11 мин
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что Русская православная церковь порекомендует включить в школьную программу новый учебный курс — «Нравственные основы семейной жизни». Два года назад по инициативе РПЦ в российских школах появился еще один обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который уже изучают 1,5 млн учащихся четвертых классов.
Дмитрий Смирнов
Дмитрий Смирнов. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
РПЦ рекомендует изучать основы нравственности по одноименному пособию «Нравственные основы семейной жизни», разработанному екатеринбургским священником Димитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной (Крыгиной). «Русская планета» узнала у одного из авторов, в чем суть нового учебного предмета, насколько он необходим современным школьникам и чему он их научит.
— Отец Димитрий, какой круг тем охватывает учебный курс «Нравственные основы семейной жизни»?
— Объединив знания, накопленные такими науками, как психология, социология, биология, богословие, мы создали системный курс о семье, отразив в нем основные аспекты семейной жизни. В учебнике рассматривается целый спектр вопросов. Как рождается и развивается семья. Какие возникают на этом пути кризисные моменты и как их преодолевать. Какова роль семьи в обществе. Какой должна быть иерархия семейных отношений. Каково значение семьи в плане осознания смысла жизни. И, разумеется, какие духовные традиции в вопросах семьи накоплены такими авраамическими религиями, как христианство, иудаизм и ислам.
— На какой возраст учащихся рассчитан учебник?
— Это не один учебник, а целый набор материалов, который включает два учебных пособия для учащихся 10-х и 11-х классов, две методических рекомендации и две хрестоматии для учителя, несколько мультимедийных дисков.
Курс адресован старшеклассникам, поскольку они скоро покинут стены школы и нужно подготовить их к созданию семьи. Это не просто предмет, а образовательный проект, который направлен на изменение отношения к семье во всем обществе. Ведь сейчас у нас, к сожалению, к созданию семьи относятся менее серьезно, чем к покупке дорогого автомобиля.
— Какой образ идеальной семьи должен сложиться у школьников, если они успешно усвоят новый предмет?
— Образ традиционной семьи. Ее глава — мужчина, который является защитником и добытчиком. Женщина, жена — помощница и хозяйка, она рожает и воспитывает детей. Представители старшего поколения воспринимаются как носители мудрости, о которых следует заботиться. Детей воспитывают как восприемников положительных семейных традиций. Примером для них являются взаимоотношения между родителями. Когда в семье есть послушание жены мужу, то есть и послушание родителям, а соответственно, и в обществе есть послушание младших старшим. Это залог прочности как семейных, так и общественных отношений.
Еще одна значимая характеристика образа традиционного брака в том, что он должен быть крепким, пожизненным, чтобы дети не оставались в неполных семьях или не росли с отчимом. И, конечно, важна многодетность. Когда в семье несколько детей, им легче расти и адаптироваться потом к взрослой жизни, чем единственному ребенку. Они с детства приучаются к ответственности, к тому, что есть другие люди, интересы которых нужно учитывать — их братья, сестры. Забота взрослых не сконцентрирована на них одних. Многодетность важна и для самих родителей, поскольку если возникают трагические ситуации, связанные с утратой детей, то они легче их переживают.
— Не возникнет ли у учеников противоречия между двумя образами семьи — о том, о котором они услышат на уроках, и реальным? Ведь традиционных семей, соответствующих вашему описанию, почти не осталось…
— Действительно, благополучных семей сейчас очень мало. Но именно поэтому и нужен учебный курс, который познакомит детей с представлением о прочной, счастливой, многодетной семье.
— Во многих современных семьях главой семьи является не муж, а жена, которая вполне успешно решает все семейные проблемы. Это не повод для когнитивного диссонанса?
— То, о чем вы говорите, это кризис женственности, который наблюдается не только в России, но и во всем мире. Карьерные мотивы у женщин возобладали над естественными материнскими чувствами. Поэтому они часто стали отказываться быть матерями и воспитывать детей. Отсюда и аборты, предохранение от зачатия, чтобы дети не препятствовали карьерному росту. И в результате в большинстве современных семей утрачен один из главных смыслов их создания — рождение и воспитание детей.
У мужчин кризис мужественности проявляется в том, что они до 30 лет живут под опекой родителей и не готовы взять ответственность за жену и детей. Идет инфантилизация мужского населения, собственно мужские качества не развиваются. Поэтому и возникают такие явления, как пробные браки. Вы правы в том, что в современных семьях мужчина чаще прилагательное к жене, он не может быть ее главой, защитником и добытчиком.
— Разумно ли ограничивать область сферу применения женских сил и способностей исключительно домом? Образование, карьера, может, и не должны занимать в жизни современной женщины первое место, но все же они играют важную роль
— Здесь есть момент недопонимания: в традиционной семье женщина вовсе не должна быть необразованной и забитой. Современная женщина может иметь высшее образование, хорошо, если у нее есть профессиональные навыки в педагогике, воспитании детей. Тогда она сможет дать своей семье, детям очень многое помимо того, что они получат в образовательных учреждениях. Она сумеет проявить себя в творческой деятельности. Дети, видя ее творчество, смогут сами приобщиться к творческому процессу.
Высокий образовательный уровень жены становится препятствием для семейного счастья лишь тогда, когда его нет у мужа. Но и в этом случае умная женщина найдет выход — понимая, что мужчина должен быть главой семьи, она преподнесет ему любую проблему так, что ее решение станет очевидно. Но обязательно скажет: «Вот так, мол, и так, а решение принимай сам». Оно само собой и родится.
— Преподаватели каких специализаций будут учить «Нравственным основам семейной жизни»?
Взяться за преподавание нашего курса могут учителя любых предметных линий. Главный критерий — желание сделать добро своим воспитанникам. Эти учителя должны понимать, что без серьезного разговора о семье, их воспитанники могут потерпеть неудачу в будущей семейной жизни.
— Важно ли, чтобы его преподавали учителя православного вероисповедания?
— Хочу подчеркнуть принципиальный момент: наш курс изначально разрабатывался как светский. Не конфессиональный, а светский курс в полном смысле этого слова.
Конфессиональный курс — это когда приходят в школу и говорят: «Мы люди православные, в православной традиции надо поступать так и так, и не иначе». Такой подход уместен в православных гимназиях, в воскресных школах. А в обычных школах мы должны учитывать, что преподавание ведется для широкой аудитории — и для иудеев, и для мусульман. Поэтому в курсе «Нравственные основы семейной жизни» духовные вопросы рассматриваются не только с точки зрения христианства, но и с позиций мусульманской и иудейской религий. Мы представляем все три позиции.
— Означает ли это, что, к примеру, школьник из мусульманской семьи сможет прослушать этот учебный курс без внутреннего дискомфорта?
— Разумеется. Тем более что в вопросах семейного образа жизни у нас с этими религиями есть редкая точка пересечения интересов. Они тоже заинтересованы в многодетности, крепкой семье. Кризис семьи, который сейчас наблюдается, волнует их не меньше, чем православную церковь.
«Секрет семейного счастья»
Курс «Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге — более чем в 30 регионах России. «Русская планета» собрала отзывы о нем преподавателей, школьников и их родителей.
Татьяна Спиридонова, учитель литературы, преподаватель курса «Нравственные основы семейной жизни»:
— Если честно, я взялась вести этот факультатив по личным причинам. Я выросла в традиционной семье, где отец добывал деньги, а на маме был весь дом. Она всех нас кормила, обстирывала, убирала за нами. Работа ее не интересовала, она там только отбывала положенное время, и сразу домой. Еще в детстве я решила, что для себя хочу большего. Что не стану бесплатной обслугой для мужа и детей, заставлю, чтобы моя семья со мной считалась. И у меня все получилось. Причем два раза — оба моих брака распались. И знаете, что я сейчас думаю? А может, моя мама была умнее, когда готова была лишний раз уступить, уйти на второй план? Да, ей приходилось идти на компромиссы, зато мы с братом выросли в полной семье, с отцом. А мой сын хорошо помнит только отчима, да и того сейчас рядом нет. Не хочу, чтобы он тоже был несчастлив в семейной жизни, и своим ученикам этого не желаю. Поэтому сейчас мы вместе с ними пытаемся разобраться, где спрятан секрет семейного счастья. Далеко не со всеми постулатами из учебника я согласна, но обсуждать заявленные в них темы можно и нужно. Я сужу об этом по тому, насколько живой интерес они вызывают у учеников, какие жаркие дискуссии у нас развертываются на факультативе.
Семен Ткачук, ученик 10-го класса, слушатель курса «Нравственные основы семейной жизни»:
— Забавный факультатив. Но я считаю, что все эти рассуждения о традиционной семье — полная чушь. Вот нам объясняют, что мужчина должен быть главой семьи, и тогда все будет хорошо. Да если бы мама позволила отцу решать, как нам всем жить, мы бы жили в хрущевке, ходили в одежде с китайского рынка, а питались «Дошираком». Зарплаты отца как раз только на это и хватило бы. Хотя, нет, не хватило бы: он бы ее на пиво спустил. Наша семья целиком держится на маме. Она для меня образец и пример. Мне, конечно, приятно слушать, что моя будущая жена должна мне во всем подчиняться, но так не бывает. Я таких семей не видел, и не зря. У нас хорошая школа в хорошем районе, у детей из традиционных семей на нее денег нет.
Наталья Михалева, мама ученицы 10-го класса Полины Михалевой, которая изучает «Нравственные основы семейной жизни»:
— Это я настояла, чтобы дочка посещала этот факультатив. Я поднимаю ее одна, мужчины в доме нет. Она не знает, какую роль в семье он должен играть, какие обязанности брать на себя. У нее нет перед глазами наглядного примера, как муж с женой должны договариваться, идти на компромиссы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Я очень боюсь, что когда дочка выйдет замуж, то будет обречена на развод. Я ей такой судьбы, как у меня, не пожелаю. А научить, как сохранить семью, не могу — у самой не получилось. Может, в школе ее этому научат. Хотя, надо признаться, пока что она ко всему, что им там рассказывают, относится с большим скепсисом. Говорит, что все это работало в XIX веке, а сейчас совсем другая жизнь. Но хорошо хотя бы то, что она над такими вопросами задумалась. Может, у нее получится найти свой рецепт семейного счастья. 
темы
11 мин