Новости – Люди












Люди
Улица как театр: молодежный политический активизм

Эдуард Лимонов в «сцепке» во время сидячего митинга в Москве. Фото: Alexander Zemlianichenko / AP
Антрополог Дмитрий Громов написал книгу об истории уличных политических акций в России
15 июня, 2013 07:00
4 мин
В издательстве Института этнологии и антропологии РАН вышла книга Дмитрия Громова «Уличные акции», посвященная молодежному политическому активизму в постсоветской России. Автор работал над ней семь лет и строго ограничил описываемые события временными рамками 1990–2011 годов. Он инвентаризует опыт молодежных уличных акций, которые вошли в эпоху больших протестов. Причем это научное исследование, а не развлекательная публицистика.
Антрополог использовал концепцию социальной драматургии американского социолога Эрвинга Гоффмана. Согласно ей, любое взаимодействие между людьми можно представить в виде театра: в нем присутствуют зрители, декорации, реквизиты, ведущий, актеры, сюжет пьесы.
Громов описывает шесть политических спектаклей разной идеологической направленности: проправительственные движения, левые (коммунисты), левые радикалы (преимущественно анархисты), либерал-демократы, ультраправые и державные объединения (поддерживают власть, но не зависят напрямую от Кремля). Вне классификации оказалась НБП, менявшая свое идеологическое позиционирование на разных исторических этапах.
Книга изобилует эмпирическим материалом. Автор не только собирал информацию из СМИ, но и активно общался с активистами. Причем старался это делать до и после акций, наблюдая их подготовку и обсуждение итогов. Благодаря этому читателю становится известна та фактура, которая обычно не попадает в объективы телекамер и на фотографии известных блогеров.
С разрешения автора «Русская планета» публикует отрывок из книги «Уличные акции».
Опишем некоторые тактические приемы уличного действия.
Сцепка – несколько человек садятся на землю, уцепившись друг за друга руками. Предполагается, что люди должны быть переплетены как можно более плотно и запутанно, чтобы при желании было трудно их растащить. Иногда усевшиеся в сцепку скрепляются наручниками и связываются. Прием применяется как ненасильственное противодействие попыткам разогнать акцию.
«Чуть более 2-х часов назад [18.04.2008] на площади Ленина [Тюмень] в рамках недели против милицейского беспредела прошел флешмоб “Сцепка”, в ходе которого участники садились на землю и сцеплялись руками, создавая живую цепь. По прошествии нескольких минут, завершая это мероприятие, участники несколько раз выкрикнули “Нет милицейскому беспределу!”».
Сцепка может использоваться и при защите, и при нападении. В приведенном ниже фрагменте рассказа о митинге в Нижнем Новгороде 5 марта 2006 года активисты сцепляются и для того, чтобы их не забрал ОМОН, и для прорыва милицейской цепи.
«Мы сцепились и начали скандировать “Россия без Путина” (…) После недолгой потасовки, в которой агентам негатива удалось забрать троих отколовшихся от основной группы, мы, не ослабляя сцепления, тронулись вперед (…)
Нацболы снова сцепились и пошли на прорыв. За нацболами пошел народ. (…)
Когда мы уже уходили с митинга после его окончания, за нами двинулся отряд ОМОНа. Мы опять сцепились и с песней “Врагу не сдается наш гордый “Варяг”” широкой цепью двинулись к остановке троллейбуса».

«Живая стена» во время митинга на Болотной площади. Фото: Илья Питалев / РИА Новости
«Живая стена» во время митинга на Болотной площади. Фото: Илья Питалев / РИА Новости Горящий
Живая стена – группа людей, сцепившаяся и старающаяся не допустить противника куда-либо.
«Когда автобусы с задержанными начали движение, протестующие попыталась перекрыть дорогу, однако им не удалось этого сделать».
На запрещенной акции на Триумфальной площади в Москве 31 мая 2010 года охранники и сочувствующие встали в сцепку вокруг Э. Лимонова и некоторое время предотвращали его задержание ОМОНом. Такая же сцепка осуществлялась и на некоторых других акциях «Стратегии–31».
Особым образом сцепившаяся шеренга людей способна выдерживать сильный напор противника, растягиваться, но не рваться, а в какой-то момент – даже пружинить. Введение «живой стены» в политическую сферу приписывается отставному американскому военному Р. Хелвею, который в конце 1990-х годов проводил с активистами югославской молодежной организации «Отпор» занятия по ненасильственному сопротивлению.
На настоящий момент данный прием известен и в некоторых молодежных движениях. Он похож на рассмотренную выше сцепку; иногда так и называется:
«Митинг [01.11.2009, Санкт-Петербург] не обошелся без инцидента (…) Сотрудники правоохранительных органов попытались задержать нарушителей порядка, но не смогли – другие активисты движения встали в сцепку и не подпустили милиционеров».
«В 18-00 перед метро “Гостиный двор” собралось более 150 человек. (…). Милиция попыталась начать винтить людей, однако нацболы грамотно организовали сцепку руками и смогли достаточно долго противодействовать омоновцам».
Концептуальным приемом может стать публичное надругательство над предметами с символикой политического противника. Данные предметы могут сжигаться, топтаться, разрываться и т.д.
Например, мы наблюдали, как во время левацкого митинга юноша в маске сжигал флаг партии «Единая Россия». То ли флаг горел плохо, то ли юноша хотел приберечь его для других целей, но огонь постоянно тух; между тем подтягивались все новые представители СМИ, которые требовали повторения действия; наконец, после третьего поджога флаг сгорел, а его пепел был растоптан. Во время другой акции мы наблюдали сожжение форменной майки проправительственного молодежного движения.

Горящий портрет В. Путина. Фото: Misha Japaridze / AP
Горящий портрет Путина. Фото: Misha Japaridze / AP
Кстати, предметы с символикой противника высоко ценятся как реквизит. На собрании одной из оппозиционных групп мы слышали рассказ о том, как во время одной из акций порыв ветра вырвал и унес у врагов флаг, который теперь хранится как трофей («Не понимаю, как так можно, – говорил рассказчик с возмущением. – У них флаг унесло, а они хоть бы что!»). Далее выяснилось, что захваченный флаг предполагается использовать в последующих акциях как предмет для надругательства. В ходе обсуждения активисты вспомнили, какие трофеи у них есть еще, а также помянули представителей дружественного объединения, которые их трофей «взяли попользоваться и до сих пор не вернули».
Предметом для надругательства может стать не только трофей, но и некий специально изготовленный объект, символизирующий противника. Но нельзя подвергать надругательству российский флаг, поскольку это уголовно наказуемое действие:
«В ходе акции воздержитесь от сжигания, разрывания, топтания и тому подобное российского флага. Минутное удовольствие, а минимум два года условно вам гарантировано».
Иногда во время акций производятся действия в обход тех или иных запретов. Однако надо отметить, что успешно обойти тот или иной запрет можно только при достаточно лояльно настроенной милиции или же при ее отсутствии. При «громких» оппозиционных акциях, проводимых без разрешения, даже при удачном замысле и юридической компетентности участника его могут арестовать. (Вспоминается, как во время одного из запрещенных Маршей несогласных омоновцы волокли молодого человека с транспарантом, а он выкрикивал номер статьи и название нормативного акта, согласно которым он имел право демонстрировать транспарант открыто).
Когда перед выборами 2007 года настал период запрета на агитацию, сразу несколько групп придумали и применили ход, позволяющий называть главного претендента на президентский пост иносказательно. Дело в том, что фамилия преемника В.В. Путина была Медведев, кроме того, медведь был изображен на эмблеме «партии власти», возглавленной Путиным – «Единой России». Соответственно, участники акций в том или ином виде демонстрировали медведей, окружающие понимали, на что намек. Так, в запретные для агитации дни на улицах Москвы проводили мероприятия «Мишки» – направление движения «Наши», занимающееся работой с детьми. Румоловцы устроили перехватывающую акцию на выступлении оппозиции у Центризбиркома, явившись сюда с игрушечными мишками в руках. Наконец, нашумела уже упоминавшаяся нами акция «… за наследника Медвежонка!» одной из московских арт-групп – они устроили в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева групповой секс, сопровождая его пожеланиями увеличения поголовья медведей в России. Акция была произведена 29 февраля 2008 года, в период между выборами и инаугурацией Д. А. Медведева, что придало ей политическое звучание.
Громов Д. В. Уличные акции. Молодежный политический активизм в России. – М.: ИЭА РАН, 2013
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости