Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Общество
Общество

Удовольствие в режиме ожидания

Лучше покупать впечатления, а не вещи — экономисты и психологи наконец открыли секрет счастья
Владимир Лактанов
2 мин
Туристы возле храма в Няньшаньском культурном центре. Фото: Nir Elias / Reuters
Деньги могут сделать человека счастливым, только если тратить их не на вещи, а на впечатления. К таким выводам пришли авторы исследования «В ожидании бокала мерло: предвкушающее потребление впечатлений и вещей», американские ученые Амит Кумар, Мэтью Киллингсворт и Томас Гилович.
Они опросили несколько тысяч людей в момент обдумывания покупок, а также обработали отзывы покупателей в соцсетях (подробнее о методике — в оригинале исследования) и выявили два ключевых факта:
— люди получают больше удовольствия от ожидании покупки, чем от совершения покупки;
— людям больше нравится приобретать впечатления (например, поход на концерт, путешествие), чем вещи (телевизор, автомобиль и т.д.).
Например, те, кто размышлял над покупкой чего-нибудь материального в момент опроса, оценивали уровень своего счастья в среднем в 62 балла по шкале от 0 до 100, а те, кто думал над покупкой нематериального — в 65.
Через две недели после покупки людей просили оценить по шкале от 1 до 7, чувствуют ли они, что деньги хорошо потрачены. Купившие вещи в среднем были удовлетворены на 4,97 баллов, а впечатления — на 5,7 баллов.
Главная метафора исследования отражена в его названии. «В ожидании бокала мерло» находиться приятнее, чем получить его от официанта.
Еще одна важная закономерность, которую нужно знать, чтобы понимать, как деньги делают человека счастливее: чем больше у человека прибавляется средств, тем медленнее растет счастье, обращает внимание газета Wall Street Journal в обзоре о связи между финансами и удовлетворенностью жизнью.
Для Америки закономерность выглядит так:
— среди граждан, зарабатывающих меньше $10 тысяч в год, доля не очень счастливых составляет 21%;
— среди тех, кто зарабатывает от $10 тысяч до $20 тысяч, доля не очень счастливых — 15%;
— от $20 тысяч до $30 тысяч — 5%;
— от $30 тысяч до $40 тысяч — 4%;
— от $40 тысяч до $50 тысяч — 9%;
— от $50 тысяч до $75 тысяч — 5%;
— от $75 тысяч до $100 тысяч — 4%;
— выше $100 тысяч — 0%.
Эти данные получены в результате опроса американцев, проведенного Университетом Мичигана.
Видно, что после порога $20 тысяч в год (после уплаты американских налогов это примерно будет соответствовать планке в $800 в месяц «чистыми»), уровень счастья почти не увеличивается при повышении доходов — до $100 тысяч в год доля несчастных колеблется в диапазоне 4–9%, а после $100 тысяч падает до нуля.
Другими словами, если хочешь стать счастливым, то, с одной стороны, нельзя оставаться безработным, но, с другой стороны, достаточно попасть лишь в нижний слой среднего класса — дальнейшие усилия принесут много денег, но не так много счастья.
Поскольку человеческая психология одинакова во всем мире, подобная «лестница счастья» должна быть в каждой стране, только цифры дохода разные. В России в точности такого же исследования не проводилось, но в июне 2011 года Фонд «Общественное мнение» задавал гражданам страны похожие вопросы. Выяснилось, что для полного счастья россиянам в среднем достаточно 60–100 тысяч рублей в месяц (что больше американских $800 даже с учетом изменения курса валюты).
В разных городах запросы россиян отличались:
— в Москве для полного счастья надо 96 825 рублей в месяц;
— в других городах-миллионниках — 82 397 рублей в месяц;
— в крупных городах — 63 147 рублей в месяц;
— в средних городах — 66 147 рублей в месяц;
— в малых городах и селах — 78 722 рубля в месяц.
Обращает на себя внимание то, что материальная планка «полного счастья» различается по городам не так уж сильно (в пределах 40%) и не превышает вполне разумных 100 тысяч рублей. Надо только учесть, что опрос проводился более трех лет назад, а с тех пор цены выросли примерно на 20%.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин