Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«У нас лучший вратарь в стране»

В Магнитогорске школьники создают роботов, известных по всему миру
Владимир Бартков
4 октября, 2015 14:00
8 мин
Детище магнитогорских робототехников AnDor-2. Фото из архива центра
Роботов с мировой славой собирают в Магнитогорске, в классе Центра детского творчества Орджоникидзевского района. Несколько парт, три ноутбука, большой монитор и десять конструкторов — этого достаточно, чтобы создавать роботов для всевозможных задач, в том числе и для японской забавы — киберфутбола.
Ребята из кружка лего-конструирования входят в число сильнейших специалистов на межнациональном уровне. Они обладатели специального приза Роскосмоса на Всемирной олимпиаде роботов 2014 года, победители всероссийского этапа соревнований «ИКАР-2015», чемпионы регионального этапа Международной олимпиады роботов WRO-2015.
— Секрет в том, что дети горят своим делом. В наших группах нет «лишних», все они пришли в кружок осознанно и поэтому выкладываются в полную силу. Учитывая интерес современных детей к данному направлению, в будущем мы планируем расширить лабораторию и дооснастить ее, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Соколова.
Ведет занятия воспитанник центра, а сейчас тренер, педагог дополнительного образования и студент третьего курса Института энергетики и автоматизированных систем при МГТУ им. Носова Павел Хаменя.
— Сразу и не скажешь, что эти с виду обычные дети решают инженерные задачки не хуже многих взрослых. Чем мотивируете?
— Нас просят дать результат — мы его даем, — поясняет Павел. — На самом деле мотивировать особо не приходится, они сами хотят развиваться, потому что им интересно. И вы правильно заметили, что это совершенно обычные дети, просто у них хобби такое — делать роботов.
— Сами давно роботов делаете?
— С пяти лет. Тогда как раз открылся кружок лего-конструирования в моей школе. Благодаря тому, что занятия вели хорошие программисты, основа получилась твердая, достаточная для того, чтобы в дальнейшем самому развиваться. Вскоре кружок переехал сюда, — собеседник по-хозяйски машет рукой в сторону парт, за которыми юные конструкторы решают очередную техническую головоломку. — Сюда же пришли и мы. Прежний педагог, работавший здесь, преподает теперь в Челябинске, а я тут.
Ребята из кружка лего-конструирования входят в число сильнейших специалистов на межнациональном уровне
Ребята из кружка лего-конструирования входят в число сильнейших специалистов на межнациональном уровне. Фото: Владимир Бартков/«Русская планета»
— Что самое сложное при создании робота?
— Для кого что, но для меня самый сложный этап — программирование. Не так уж тяжело продумать механику и то, как будет выглядеть машина, нужно заставить ее правильно действовать, а это не один день кропотливой отточки программы.
— Если процесс столь трудоемок, как удается заставить детей подолгу выполнять рутинную работу?
— Лего-конструирование тем и замечательно, что учит детей усидчивости, с одной стороны, с другой — тут есть возможность видеть результат своего труда, и это постоянно подогревает интерес. К тому же никто не отменял банальный спортивный момент: когда видишь промежуточный результат, хочется сделать работу еще лучше.
— Кроме усидчивости, чему еще учат занятия по робототехнике?
— Школьники получают знания в проектировании и конструировании, изучают язык программирования, причем программная среда очень схожа с той, что используется в промышленности, только адаптирована под детей.
— Где можно применить полученные знания?
— Как дисциплина лего-конструирование не предполагает разработку роботов, которых можно сразу же поставить на службу человеку, — поясняет Павел. — Однако подобные кружки позволяют обыгрывать идеи, а затем внедрять их на практике. Например, на всероссийских соревнованиях «ИКАР» (Инженерные кадры России. — РП), где мы однажды заняли первое место, среди прочего, предлагалось сделать модели станков. Не исключено, что какие-то наши идеи могли вдохновить настоящих инженеров, пристально следящих за такими соревнованиями.
— Со скольких лет лучше всего начинать занятия?
— Оптимально с пятого класса. Ребенок уже знаком с базовыми понятиями логики и математики, что существенно упрощает процесс обучения роботостроению.
Подопечные Павла уже готовы продемонстрировать свои варианты решения поставленной перед ними задачки: создать небольшого робота, который сможет двигаться по заранее заданному алгоритму, считывая цвета стоящих в ряд кубиков.
Отдельно от остальных занимается только один ученик — Влад Каленов. Он готовится к мировым соревнованиям по киберфутболу. Соревнования WRO GEN II Football стартуют в ноябре в Катаре. Магнитогорская футбольная команда традиционно проходит все отборочные этапы и без особых трудностей попадает в основной состав сборной страны. Так случилось и в этом году.
— Занятиями в кружке тут не ограничишься, — рассказывает Влад. — Бывает, занимаешься посторонними делами, и тут раз — пришла идея. Тут же созваниваемся с напарником по команде и обсуждаем ее. Сколько помню себя — а я играю в киберфутбол с 4-го класса и не однажды выезжал и на сборы, и на соревнования, — мировое первенство отличается ежегодной сменой правил. Каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы и правила не нарушить, и заполучить хотя бы минимальное преимущество для команды. Сейчас вот пытаемся придумать, как организовать захват мяча роботом и при этом обеспечить движение мяча вокруг оси при захвате: тогда такой прием не будет запрещен. Еще нужно улучшить конструкцию нападающего, так как в игре решающим оказывается даже не программный код, а именно конструкция. С вратарем все более или менее понятно: он у нас лучший в стране. Но и его можно доработать, есть кое-какие мысли на этот счет.
По мнению Влада, сейчас наиболее сильные киберфутбольные команды «прописаны» в Москве, Питере, Снежинске, Миассе и Екатеринбурге. Челябинская область при этом — один из регионов, где сложилась своя очень сильная школа.
— Мы реально можем соперничать практически со всеми, — отмечает Влад. — Даже с японцами, являющимися родоначальниками игры. Жаль только, что при поступлении в вузы победы на соревнованиях по робофутболу пока не учитываются. Правда, я слышал, что скоро ситуация изменится и участие во всероссийском этапе Всемирной олимпиады по робототехнике приравняют к участию в олимпиадах по другим общеобразовательным предметам. Мне бы это очень помогло, так как в будущем планирую связать свою жизнь с робототехникой.
Если Влад уже задумывается о будущей карьере, то его младшие товарищи — в группе занимаются ребята от 13 до 17 лет — пока просто получают удовольствие от процесса.
— Мне нравится собирать своих роботов, — говорит Дорофей Скрипников. — Особенно их программировать. У меня даже есть любимые роботы: NAO и AnDor-2.
Роботы серии AnDor считаются наиболее перспективными в кружке
Роботы серии AnDor считаются наиболее перспективными в кружке. Фото из архива центра
Первый — разработка французских ученых, всемирно известный бренд и модель, использующаяся во многих странах для обучения студентов. Второй — детище магнитогорских робототехников, он и название получил по именам первых разработчиков: Андрея и Дорофея.
Именно роботы серии AnDor считаются в кружке наиболее перспективными. Самые удачные находки реализуются на «Андорах». В частности, сейчас уже собрана модель AnDor-2.5, где, кроме элементов конструктора «Лего», имеются части, изготовленные на 3D-принтере. Робот умеет преодолевать рвы, обходить препятствия, захватывать предметы при помощи манипулятора и доставлять их в указанное место. Энергию механизм получает от солнечных батарей. Все секреты и возможности своего детища кружковцы не раскрывают: на носу следующие соревнования, и не нужно, чтобы соперники знали все хитрости.
Самым юным по возрасту учеником считается Глеб Макагонов. Он первый год в кружке, но уже проходит программу второго курса занятий
— Я буду программистом, — без тени сомнения заявляет Глеб. — Собирать роботов мне тоже нравится, если много деталей, но писать код интереснее.
Глеб признался, что однажды в интернете увидел ролик, где показывали модель механического дома. Его это настолько вдохновило, что в будущем он хотел бы создать нечто подобное в реальности. 
темы
8 мин