Новости – Люди
Люди
Еврейская сделка Эрдогана
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Zuma/ТАСС
Анкара и Тель-Авив решили забыть прошлые обиды ради общих целей
27 июня, 2016 14:15
6 мин
Турция и Израиль договорились о нормализации дипломатических отношений, завершив обсуждение всех спорных вопросов. Крупная ссора между Анкарой и Тель-Авивом случилась в конце мая 2010 года из-за очередного обострения ситуации в секторе Газа. Израильские военные отказались пропускать «Флотилию свободы» — корабли с гуманитарным грузом для палестинцев.
Однако организаторы конвоя пошли на прорыв под угрозой не вернуться живыми. В результате столкновений с израильтянами погибли десять турецких граждан. Инцидент вызвал гневную реакцию премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Накал страстей был настолько высок, что журналисты начали писать сценарии турецко-израильской войны. Реакция на гибель активистов «Флотилии свободы» стала апогеем противостояния двух государств.
После разгоревшейся в Сирии и Ираке войны Турция и Израиль начали движение навстречу друг другу. Помимо объективной необходимости экономического сотрудничества, как утверждают зарубежные СМИ, у ярых антагонистов появились новые точки соприкосновения: желание свергнуть Башара Асада и заработать на торговле добытой террористами нефти.
Издание «Аль-Араби аль-Джадеед» полагает, что Тель-Авив является основным покупателем черного золота, которое экспортируется через турецкие порты. А по информации газеты Haberturk, два государства ведут переговоры о строительстве трубопровода по дну Средиземного моря. В условиях краха проекта «Турецкий поток» цель Анкары — сократить зависимость от российского газа, и Тель-Авив готов туркам в этом помочь.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не скрывает, что восстановление отношений с Турцией имеет в большей степени экономическую подоплеку. На встрече с госсекретарем США Джоном Керри он заявил, что экономику страны ожидают «огромные позитивные последствия». Что конкретно имелось в виду, Нетаньяху уточнять не стал.
Сделка на 20 миллионов
Под наблюдением Госдепа Турция и Израиль провели финальную часть переговоров в Риме. По данным СМИ, стороны пришли к соглашению о создании фонда на $20 млн для выплаты компенсаций родственникам погибших. Также деньги пойдут на восстановление дипмиссий в Анкаре и Тель-Авиве. Турецкое руководство должно полностью закрыть вопрос с «Флотилией свободы».
Представляет интерес израильско-турецкая договоренность по поводу Палестины. Анкара обязуется не позволять радикальной партии ХАМАС использовать территорию Турции для какой-либо деятельности. При этом Анкара получила право на активную гуманитарную миссию в секторе Газа, а если быть точным, на зарабатывание политических очков и совершенствование имиджа заступницы мусульман.
Какая роль в израильско-турецких переговорах была отведена главе Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуду Аббасу, на данный момент непонятно. The Jerusalem Post и Reuters сообщают, что 27 июня Эрдоган проинформировал палестинского лидера о завершении переговоров с Тель-Авивом. При этом Аббас якобы выразил свое удовлетворение.
С осени 2015 года на Святой земле идет третья интифада. Израильские военные подвергаются постоянным атакам палестинцев. Столкновения происходят ежедневно и нередко заканчиваются гибелью арабских активистов. В такой ситуации сделка о мире с Израилем выглядит циничной по отношению к борьбе палестинского народа. Вполне вероятно, что Эрдоган оказал давление на Аббаса и поставил его перед фактом.
Независимо от Москвы
До середины 2000-х отношения между Израилем и Турцией воспринимались как стратегическое партнерство. В те годы основные усилия Анкары были направлены на вступление в Евросоюз. Когда процесс интеграции в очередной раз забуксовал и европейская идея стала терять популярность, Эрдоган решил резко поменять внешнеполитический вектор. Турция увеличила помощь Палестине, подружилась с Сирией, Иорданией и другими арабскими странами.
Сейчас Анкара находится в противоречивых отношениях с Евросоюзом, арабским миром и Ираном. Разворот в сторону Тель-Авива, скорее всего, вызван необходимостью нащупать почву на Ближнем Востоке, обрести партнера, на которого можно будет опереться. Возможно, Анкара в очередной раз меняет направление внешней политики, так как попытка объединить суннитское сообщество под своим крылом потерпела фиаско.
Для нормализации российско-турецких отношений необходим посредник, и на эту роль Израиль подходит почти идеально. Тель-Авив может похвастаться неплохими политическими отношениями с Москвой и рычагами влияния на ситуацию в Сирии. Израиль, несмотря на частые контакты Нетаньяху с Путиным и назначение «пророссийского» министра обороны, не является союзником РФ на Ближнем Востоке.
В сирийском конфликте Израиль больше похож на нейтрального наблюдателя, способного вступить в бой при первой возможности. В декабре 2015 года израильские ВВС нанесли удар по Джерману, пригороду столицы Сирии, с целью уничтожить сторонника «Хезболлы» Самира Кунтара. Операция была проведена мастерски: четыре ракеты были выпущены над Голанскими высотами вне воздушного пространства САР.
Публичного обсуждения инцидента на официальном уровне не было. Однако операция Тель-Авива напоминала больше вероломное вмешательство в зону ответственности российских ВКС. Израиль как бы дал понять, что, если масштаб войны на Ближнем Востоке увеличится, он будет действовать независимо от Москвы.
Учитывая турецко-израильский теневой нефтяной бизнес, Эрдогану и Нетаньяху выгоднее сохранять хаос в регионе. Это значит, что сближение Анкары и Тель-Авива может стать источником проблем для российской миссии в Сирии. Характерно, что переговоры в Риме проходили с участием Джона Керри. Израильско-турецкая сделка была заключена под контролем США, что не может не настораживать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости