Новости – Люди












Люди
Туманный вопрос

Дымка в Москве, 20 ноября 2014 года. Фото: Александр Земляниченко-младший / AP
Появление смога в Москве объяснили сжиганием зараженных остатков леса, выхлопными газами и безветренной погодой
21 ноября, 2014 14:57
5 мин
В пятницу утром москвичи и гости столицы снова почувствовали неприятный запах. Видимость в городе была затруднена, многие жаловались, что пахнет гарью.
В МЧС по Москве сообщили, что по состоянию на 9.00 задымление было следствием сжигания порубочных остатков леса в Подмосковье. На такие санитарные вырубки лесники вынуждены были пойти из-за эпидемии короеда-типографа — жука, который питается корой хвойных деревьев. Второй причиной была названа высокая концентрация выхлопных газов автомобилей. Объясняется это «установившейся безветренной погодой», в условиях которой вредные вещества накапливаются в городе.
В ведомстве заверили, что за состоянием вредных веществ в воздухе установлен постоянный контроль совместно с другими службами мониторинга города. Также организована работа передвижных лабораторий.
В связи с этим МЧС обратилось к автолюбителям города с просьбой воздержаться от поездок на личном транспорте, а к жителям Подмосковья — не сжигать мусор на дачных участках.
Правительство Московской области заявило, что задымление над Балашихой и Железнодорожным, жители которых тоже обращались с жалобами, не является гарью. По данным пресс-службы правительства, в Московском регионе установились аномальные для ноября погодные условия: ночью и утром на большей части области и Москвы стоит туман, «осложненный наличием приемной инверсии до высоты 350 метров от уровня земли и низкой скоростью ветра». В результате в воздухе скопились продукты промышленных выбросов и выхлопных газов. «Запах лесного пожара, горящей древесины и торфяников мы узнаем из тысячи, его в смоге над Москвой нет», — процитировала пресс-служба заместителя председателя Комитета лесного хозяйства Московской области Николая Кобозева.
Начальник отдела по взаимодействию со СМИ Комитета лесного хозяйства Московской области Святослав Некляев в беседе с «Русской планетой» тоже назвал задымление туманом. Он заявил, что со вчерашнего вечера в связи с безветренной погодой все работы по сжиганию порубочных остатков были приостановлены. «Все кучи для сжигания вчера ночью заливались, — сказал он. — Сейчас ведется патрулирование на тот случай, если какие-нибудь кучи начали дымить снова. Это особенности технологической схемы. Но такие обнаруживаются в основном за "второй бетонкой" (Московское большое кольцо — РП) в единичном экземпляре. И максимальный размер возгорания — это небольшой костер».
По словам Некляева, специалисты пожарной службы в настоящее время не могут сказать, что именно эти работы стали причиной дыма. «Да, вчера мы работали строго по плану, к сожалению, эпидемия жука-типографа никуда не делась. Чем быстрее мы очистим лес, тем быстрее мы сможем его восстановить, потому что иначе это превращается в страшную опасность», — отметил Некляев.
Работы по сжиганию порубочных остатков приостановлены до 30 ноября. И как заметил Некляев, сейчас решается вопрос, будут ли они вообще возобновлены. «Может быть, мы будем изобретать другую технологию. Есть различные варианты, но они более дорогостоящие», — заявил представитель областного Лесхоза.
Он добавил, что общая площадь погибших от жука лесов, которые пока остаются нерасчищенными, составляет 40 тысяч гектаров. В год получается переработать 11 тысяч гектаров. «То есть в этом году нам осталось около 2 тысяч гектаров, которые нужно доделать», — сказал Некляев. По его словам, необходимо учитывать и пожароопасный период: в этом году работы были приостановлены в апреле и возобновлены только в сентябре.
«Мосэкомониторинг» в своем сообщении подтвердил версию МЧС. «Повышение уровня загрязнения атмосферного воздуха обусловлено сжиганием порубочных остатков на территории Московской области на фоне накопления вредных выбросов от автотранспорта», — отмечает учреждение. По данным мониторинга, 21 ноября норма диоксида азота в воздухе превышена до 1,6 раза, а оксида азота до 2,6 раза. Отмечается превышение среднесуточных нормативов и по взвешенным частицам.
Руководитель противопожарной программы «Гринпис России» Григорий Куксин считает, что причиной загрязнения воздуха стала совокупность всех факторов. По его словам, сжигание порубочных остатков в Московской области ведется, но не только там, но и в соседних регионах. «Сейчас, по всей видимости, смешивается дым от разнообразных сжиганий — и мусора, и порубочных остатков — с городскими загрязнениями. Все это действительно скапливается по погодным условиям в Москве», — сказал он РП.
По мнению эколога, сжигание порубочных остатков нельзя назвать основной проблемой, которая волнует город. «Сжигание действительно необходимо по санитарным соображениям, но древесину можно не сжигать, а перерабатывать другим способом или просто оставлять для перегнивания, это тоже ничем не плохо, — отметил он. — К сожалению, на данные МЧС при этом тоже нельзя опираться, потому что они очень любят сжиганием порубочных остатков объяснять любое изменение видимости, любое задымление Москвы. И все предыдущие такие заметные истории с задымлением Москвы, к сожалению, показывали, что есть и другие источники задымления, более опасные».
Так, по словам Куксина, в августе МЧС говорило о сжигании порубочных остатков, тогда как дым оказался следствием торфяных пожаров в Тверской области. Дым, на который жаловались в октябре, позже оказался следствием торфяных пожаров в зоне сильного радиоактивного загрязнения в Брянской области. А 10 ноября неприятный запах вообще оказался связан с серьезным выбросом сероводорода и еще ряда загрязняющих веществ техногенного происхождения.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости